• Цитата

    Делай что должен, и будь что будет hohag.com
  • hohag

    Первая часть интервью с Русланом Бзаровым о национальной идентичности, культуре и традиционных ценностях, а также о том, почему к раздетым девицам глупо взывать «худинагом». Чтение этого материала у вас займет минут пятнадцать. За это время вы можете пролистать сотни картинок или посмотреть прикольные видео на Youtube, а можете потратить это время с умом.

    – Руслан Сулейманович, сегодня часто говорят об утрате идентичности, об утрате традиционных ценностей, культуры, как вы оцениваете этот процесс? Имеет ли он место, или это излишняя самокритика?

    – Идентичность и традиционные ценности – совершенно разные понятия, хотя их часто путают. Идентичность – это самосознание человека, которое в XXI веке довольно редко бывает традиционным. Если, конечно, слово «традиционный» употреблять в терминологическом, а не бытовом смысле. Обычно думают, что «традиционная культура» – это те замечательные правила, которые остались от прошлого, в котором, естественно, не было ничего дурного. Образ очень симпатичный, наивный, но не имеющий связи с реальностью. На самом деле традиционная культура – это стадиальная форма культурной жизни, свойственная ранним этапам развития общества. Традиционная культура характерна для традиционного общества, то есть такого, которое во всем ориентируется на неизменный прошлый образец. Переход от феодализма к капитализму, то есть от исключительно аграрного хозяйства, сельской жизни, натурального обмена к развитию промышленности, городов и рыночных связей неизбежно требует усложнения культурной жизни. Индустриализация, урбанизация, дробное разделение труда с появлением множества профессий вырабатывают модернизированную культуру. На смену устной передаче знаний и опыта, подкрепляемой конкретными образцами деятельности и поведения, приходит образование. На смену фольклору идет письменная, книжная традиция. Словом, как только появляются профессии, которым бабушка не может научить внучку, а дедушка внука, традиционное общество заканчивается. Даже если дедушка летчик, внуку придется пройти все стадии подготовки, прежде чем его посадят в кабину пилота. Если же вам объявят, что летчик выбран сегодня из пассажиров на основании того, что у него дед был летчиком, то, я надеюсь, вы немедленно покинете этот «традиционный» самолет.

    И, наверное, самое главное – национальной становится именно модернизированная, современная, динамично развивающаяся культура. В ее сложной структуре традиционной – то есть народной, фольклорной, устной, сельской – культуре отводится почетное место, но зона ее актуальности уже не может быть велика. Иными словами, осетинская национальная культура включает народные танцы, сказки, обряды, которые еще не забыты, традиционные блюда и т. д., но она не может быть к ним сведена. Национальная культура – это прежде всего Коста Хетагуров и Махарбек Туганов, школы и университеты, парламент и местное самоуправление… Заметьте, что даже танцевальные ансамбли демонстрируют нам на сцене вовсе не фольклорные, а профессиональные, модернизированные танцы. А тот, кто хочет воспроизводить традиционную музыкальную культуру, должен создать специальный «фольклорный ансамбль».

    Национальная общность, национальное самосознание опираются на национальную культуру в целом, а вовсе не на традиционную ее часть. Ностальгия по фольклорным истокам возникает везде, где есть развитая экономика, политика и культура. Это естественная реакция на пороки, которые культивирует капиталистический рынок или социалистическая уравниловка, хотя набор пороков у них разный, и длина списка может различаться. Но массовой «ностальгии по традиционному» у нас нет и не было нигде. Эту позицию могут позволить себе только отдельные, всегда идеологически ориентированные, группы. А народ исповедует реалистический прагматизм. Когда в начале XIX века славянофилы оделись в старинные одежды, простой русский народ принял их за персиян, а образованное общество осмеяло.

    Прошу прощения за то, что пришлось столько наговорить, прежде чем у меня появилась надежда быть правильно понятым, когда я предложу короткий ответ: как только традиционная культура сменяется современной, модернизированной национальной культурой, о прямой зависимости идентичности от традиционных ценностей говорить не приходится.

    – Я немного уточню вопрос. Когда говорят о традиционных ценностях, как правило понимают под этим какой-то базовый набор ценностей, присущий той или иной нации, в том числе осетинам…

    – Вы правы. Действительно, разговоры о том, что теряется идентичность, у нас ведутся с абсолютным непониманием того, что происходит на самом деле. Поэтому начинаем все с начала. Вот рождается ребенок, он растет, и в одном возрасте его интересует одно, в другом возрасте – другое. Точно так же и общество проходит разные этапы своего исторического, а значит и культурного развития, потому что история общества – это и есть развитие культуры. И если к «взрослому» обществу, прошедшему определенные исторические этапы роста, предъявлять требования как к «малолетнему», то адекватного ответа не будет. И наоборот, когда на наших глазах некоторым первобытным обществам предъявляют требования развитого общества, ответ бывает неадекватным. Преодолеть это нельзя, таков, созданный Богом, мир, можно только изучать его законы. И говорить с ребенком на понятном ему языке.

    Не будем даже вспоминать, что аланы или осетины – один из древнейших народов современного мира. Достаточно сказать, что к Алании-Осетии, которая еще в прежние века перешла к строительству полноценной профессиональной национальной культуры, бесполезно предъявлять требования как к обществу традиционному. Мы находимся на ином этапе, у нас иные «возрастные» особенности. Путать стадиальные черты с национальным характером – это хуже, чем преступление, это ошибка. Я не могу сделать вид, что я трехлетний ребенок, я не могу сделать вид, что не знаю того, что знают шестиклассники.

    Так где же мы находимся и что же у нас происходит? Наверняка Вам известна примитивная литературно-журналистская среда, которая в качестве главной оценки современной действительности использует мазохистский лозунг «Мæнæ сæфæм». Хочется пожелать им душевного здоровья. А остальных нужно успокоить. На самом деле происходят совершенно прозрачные, легко диагностируемые, в каждом конкретном случае требующие вдумчивой квалификации, процессы. Мы проходим очень тяжелый этап модернизационного перехода, совершенно необходимую ступень возобновленного Национального возрождения. И все это в условиях системного цивилизационного кризиса, на фоне сложных социальных, культурных и экономических кризисов, которые сейчас переживает весь мир. И вот именно в наше смутное время мы вынуждены возобновлять незавершенные процессы формирования национальной культуры, строительства ее недостроенных институтов. Чтобы не было разночтений, и здесь нужно напомнить, что Национальное возрождение – это термин, которым принято обозначать эпоху форсированного строительства национальной культуры и окончательного формирования национального самосознания. У нас в этом был огромный перерыв, он длился почти 70 лет, с конца 1920-х по 1990-е гг.

    Мы проходим очень тяжелый этап модернизационного перехода, совершенно необходимую ступень возобновленного Национального возрождения.

    – Если я правильно понял, утрата традиционных ценностей – это закономерный процесс, связанный со сменой каких-то общественных формаций. Идентичность при этом может или должна оставаться неизменной?

    – Идентичность может меняться, как и все в этом несовершенном мире. Ведь человек всегда себя как-то осознает. Только путать не надо. Традиционная идентичность в лучшем случае опирается на этнокультурные связи, но этого недостаточно для национального самосознания. Поэтому национальная идентичность никогда не ограничивается традиционной культурой.

    Кризис идентичности у нас есть сегодня, как и везде, в условиях кризисного мира его отсутствие означало бы гибель общественного коллектива, не способного реагировать на изменение среды. «Нельзя жить в обществе и быть свободным от общества», как сказал один классик. Что такое наш кризис идентичности, можно ли его увидеть? Предлагаю сравнить Аланию-Осетию, запечатленную на фотографиях конца XIX – начала XX века, с обликом наших современников. Исключая священнослужителей, вы никогда не догадаетесь по внешнему виду, к какой конфессии принадлежит осетин, изображенный на старой фотографии. Конечно, это можно было определить – но только по имени и фамилии, лексике и говору, месту жительства, наконец. Одна из фундаментальных ценностей традиционной Осетии – интимность духовной жизни, право на личный конфессиональный выбор. Наши современники попрали этот принцип в числе первых. Никаких оценок, тем более упреков. Мы говорим об объективной картине и ее визуальных показателях.

    Традиционные ценности, если это ценности подлинные, переходят в современную национальную культуру и получают в ней дальнейшее развитие. Правда, теперь это должно делаться осмысленно, под управлением культурной и политической элиты. Это возможно только в обществе,у которого есть общие цели и в котором происходит поиск способов и планирование путей достижения этих целей.

    Что касается утраты… Отдадим, наконец, положенную дань попсе, извините за точность выражения. Не все же говорить о серьезных вещах, требующих мыслительного напряжения. Самый простой пример. Бесполезно к полураздетой девушке обращаться с увещеваниями: стыдно так ходить по улице, что люди скажут, «худинаг» и т.д. Все это совершенно бесполезные глупости, они не могут иметь никакого эффекта, потому что принадлежат к прошлым культурным стадиям и историческим эпохам. Она откуда-то вышла и куда-то идет, и в обоих пунктах не разделяет ваши архаические мечты о «худинаге», и потому красавице неинтересны ваши архаические увещевания. Невооруженным глазом видно, что «традиционные ценности» утратили силу, ведь ее в таком одеянии выпустили из дома.

    Бесполезно к полураздетой девушке обращаться с увещеваниями: стыдно так ходить по улице, что люди скажут, «худинаг» и т.д. Все это совершенно бесполезные глупости, они не могут иметь никакого эффекта, потому что принадлежат к прошлым культурным стадиям и историческим эпохам. 

    Мне больше нравится еще один пример. Я знаю в Москве семью, где две сестры, каждое утро отправляясь на учебу, проходят через старшего брата, который придирчиво оценивает, достаточно ли скромно они одеты, и только после двух-трех корректировок выпускает их из дома. Понятно, что таких братьев мало, но они все-таки есть.

    – А вот это что, идентичность или традиционные ценности?

    – Дошли до самого интересного. Это не то и не другое. Это просто высокая культура, нравственная чистоплотность. Это знакомство с высокими образцами национальной и мировой культуры и точное понимание их полного совпадения и равной ценности. И конечно, родители, способные отвечать за своих детей. Нормально одеваться – это традиционная ценность? Несомненно. Нормально одеваться – это принцип современной национальной культуры? Всенепременно.

    Таким образом, условная одежда упомянутой красавицы происходит не только из отсутствия у нее «традиционных ценностей», но чаще всего из невежества. А невежество – это прежде всего оторванность от национальной культуры, которая, в отличие от традиционной, способна отвечать на вызовы времени. Национальная культура – это брат с сестрами, которых я вспомнил. А полуголая девица обычно происходит из среды с остатками традиционного сознания – остряки называют таких «сельпо». Спросите ее, кто написал пьесу «Две сестры»? И в чем разница между драмами двух осетинских и трех русских сестер, которых показал нам Чехов. Это самый короткий тест. Ясно, что не ответит. Она ведь думает, что хорошо одета, потому что не знает, что в Париже нельзя встретить порядочную девушку в подобном одеянии. Она не знает, что в Париже это профессиональная спецодежда, используемая в определенных кварталах.

    A sex worker activist attends a demonstration with prostitutes against a proposal to scrap sanctions on soliciting and instead punish prostitutes' customers with fines in Paris

    Лучшие лекарства здесь – образование и высокая культура семьи, обязательно национальная, то есть отвечающая запросам времени. Сумеем пробиться к современной национальной школе, сумеем воспитать родителей – все постепенно наладится. Нетерпеливым моралистам можно дать единственный совет: ищите адекватные подходы. Рычаги традиционной культуры к нашей «нетрадиционной» красавице неприменимы, потому что неактуальны. Если вы такой несгибаемый борец за чистоту нравов, остановите ее и, например, спросите, сколько она стоит. Наверняка это не лучший способ, но зато он соответствует эпохе, соответствует общественным и культурным условиям. Для успеха любого дела нужно действовать в современной обстановке, а не в придуманном XVIII веке.

    – Так что же вы понимаете под нашей идентичностью?

    – Идентичность – это всего лишь определенный научный термин, и совершенно неважно что лично я под этим понимаю. Нет у нас никакой идентичности, кроме самосознания человека. Просто самосознание современного человека имеют сложную структуру. К тому же самосознание – это процесс постоянного развития.

    Кому-то кажется, что осетин – это биологическое существо, и достаточно иметь осетинские гены, чтоб быть осетином. Это смешная точка зрения. Недавно французы объявили, что вопрос о европейском происхождении Наполеона решен, потому что его предки были осетинами. Понятно, что бедный Бонапарт скорее всего не подозревал о существовании нашего народа. Кому-то другому кажется, что, имея осетинских предков и даже говоря на осетинском языке, можно безнаказанно вредить Осетии. Это подлая точка зрения. Надеюсь, понятно, что достойный осетин – это носитель национального самосознания, языка и культуры, связывающий свою жизнь с этим народом, с этой страной, – то есть человек любого происхождения, считающий Осетию своей родиной, а осетинский язык и культуру – родными.

    napoleon1

    Переход от «биологического» к «национально-культурному» представлению о себе – едва ли не важнейшее условие перехода от традиционного сельского общества к современной нации. При этом совершенно необходимо захватить с собой из традиционного прошлого подлинные ценности морали, духовности, культуры и закрепить их на современном уровне функционирования. Сегодня трудно считать осетином человека, не только не говорящего по-осетински и не знакомого с нашим фольклором, но и не прочитавшего осетинскую литературу, не озабоченного современными проблемами народа, не готового выступить на защиту своей родины или не защищающего ее чести каждым поворотом своей головы. Список, понятно, не полный. Но такого человека и по тем же основаниям я не смогу признать ни русским, ни французом, ни якутом или камбоджийцем.

    Понятно, что никому, кроме нас самих, нет дела до наших национальных проблем. Понятно, что никаких других осетин, кроме генетических, мы нигде не найдем. Отказ от «биологических» критериев нужен не для набора отсутствующих в природе волонтеров – посторонних охотников становиться осетинами как не было, так и нет. Это нужно для развития самосознания, для жесткой нравственной дисциплины, без которой нельзя построить полноценную национальную культуру.

    – Гайто Газданов осетин?

    – Гайто Газданов – русский писатель и русский человек, но Гайто Газданов в этнокультурном смысле, не в национальном, считал себя осетином. Поэтому он подписывал произведения русской литературы осетинским именем Гайто, а не крестильным именем Георгий, которое всем было известно – его ведь называли Георгием Ивановичем. Известно, что Бунин спрашивал его о странном имени, Газданов ответил: я осетин. Но он никогда не объявлял себя осетинским писателем, это делают только некоторые современные невежды. Я первым опубликовал его в России, тогда еще – в СССР, в том числе – в переводе на осетинский язык, потому что считал Осетию ответственной за своего сына. И потом написал немного об осетинских истоках его творчества. Но все остальное меня не интересует. И когда спрашивают, почему я не занимаюсь Гайто Газдановым, я с удивлением отвечаю: потому что не занимаюсь русской литературой.

    1360562934_yijc4wntqspzqid

    – В современном постиндустриальном обществе с глобализацией, с интернетом можно ли сохранить национальное общество? Обратимы ли процессы утраты идентичности, которые мы можем наблюдать у многих народов и культур?

    – Одно только слово я не могу принять – «обратимы». Вне зависимости от оценок прошлого и настоящего нам некуда возвращаться. История необратима. Мы никогда не вернемся к феодализму, к культурному перевороту середины XIX века, сделавшему нас современной, динамично развивающейся нацией. Мы никогда не сможем вновь пережить то, что уже прошли. Мы находимся на определенном этапе исторического развития, на нас лежит собственная доля ответственности.

    Алания-Осетия, осетинский язык, осетинская культурная традиция, слава Богу, живы, их нужно защищать и развивать. Делать это можно только на уровне современного общества, современных технологий, современной национальной культуры.

    Давайте и здесь упростим до прямолинейного примера. Есть такое примитивное заблуждение: Лермонтов – враг Осетии, поэтому описал осетин неверно – попрошайки, пьяницы и т.д. Но Лермонтов описал тех осетин, каких видел вдоль дороги, по которой ездил. Другие, менее известные авторы, находили в Осетии и проституток, и другие пороки. Находили точно так же, как в Петербурге, Париже или Лондоне.

    Алания-Осетия, осетинский язык, осетинская культурная традиция, слава Богу, живы, их нужно защищать и развивать. Делать это можно только на уровне современного общества, современных технологий, современной национальной культуры.

    У развитого общества есть дно. У цивилизации есть пороки. Чем более развито общество, чем растянутее его социальная иерархия, тем почетнее аристократия, тем глубже дно. Все одинаково живут, думают, одеваются и горделиво себя ведут только в эпоху «дикости и варварства». Есть народы, которые гордятся тем, что они все равны, что и в прошлом у них не было никакой зависимости. Кроме того, что выглядит это чрезвычайно смешно, в переводе на язык исторических понятий, да и для любого понимающего человека это означает, что народ находится в стадии первобытного общества. Вожди и дружины, а затем князья и холопы там обязательно появятся в будущем. Если вы достаточно внимательны, ничего не стоит увидеть эти процессы – кое-где они проходят на наших глазах.

    Когда говорят о глобализации и технических признаках современного общества, забывают самое главное – глобальная цивилизация, технический прогресс и связавший всех рынок возникли уже достаточно давно. В XX веке существовало три основных доктрины культурной и социальной унификации – нацистская, тоталитарная советская и либеральная американская. Первую пыталась реализовать фашистская Германия. Национал-социалисты уничтожали целые народы, а остальных собирались включить в обслугу «арийской нации». Нет нужды рассказывать о крахе этого зверского проекта.

    Вторая доктрина – «единый советский народ» на основе классовой денационализации – тоже не обошлась без жертв. Мы помним, как провалился проект советской унификации.

    Провалилась и третья – американская доктрина котла, в котором все этнические группы должны были перевариться в «единую американскую нацию». Общего бульона и здесь не получилось.

    Казалось бы, таких масштабных экспериментов должно хватить для того, чтобы навсегда отказаться от идей этнической, культурной, языковой унификации. Не хватило, и безумный опыт мировых держав XX века все-таки имеет продолжение. Теперь это глобалистские проекты. Один из них – «западный», на самом деле скорее американский проект глобальной унификации, но он вовсе не единственный. С ним соперничает «исламский» радикальный проект социальной и культурной унификации. Думаю, неизбежно скорое появление новых антинациональных инициатив.

    Вы кому-нибудь из них собираетесь сдаваться? Я не собираюсь. Уверен, что Алания не сдастся и на этот раз. Если мы собираемся оставаться в этом мире отдельным народом, придется достроить собственную национальную культуру. Чтобы ответить на вопрос о наших шансах, важно понимать две вещи.

    Первая: наши предки создали государственность раньше всех остальных народов, входящих сегодня в Российскую Федерацию. Государственность – органический для осетинской истории способ существования народа. Поэтому наши современники успешно использовали формы государственного строительства для национально-освободительной борьбы в Южной Осетии.

    Вторая: наши предки сами выбрали Россию для восстановления своей государственности. Поэтому у осетин нет сепаратистских или иных комплексов, свойственных народам, не научившимся еще самостоятельно определять свою судьбу. Важнее всего «технологический» опыт исторического развития, а вовсе не численность, богатство и прочие преходящие характеристики. Нет сомнения, мы сумеем защитить себя и от шовинизма внутри великой многонациональной страны, и от идеологических антигосударственных провокаций извне.

    Теперь общий ответ о шансах – они высоки, мы должны строить общество со своей национальной культурой, а значит – высокой моралью, развитой духовной традицией, политикой и экономикой. И вокруг всего этого придется создать самозащитную инфраструктуру, выработать схему самовоспроизводства. Чтобы будущая Алания функционировала не один день, нужно, чтобы ее создатели оставили после себя тех, кто сделает ее еще лучше и прочнее. Только это и называется национальной культурой.

     Во второй части речь пойдет о последствия советского периода, о том, восполнимы ли генетические потери времен эмиграции и репрессий, а также о том, какое влияние оказывает урбанизация на развитие языка и культуры.

    HOHAG_COM_VK

     

       

    Также по теме:

    • Khokhag Ulubi

      помню в мои студенческие годы в Осетии, были преподы в сельхозе, которые не пускали на пары в миниюбках и спортивках)
      «Вторая: наши предки сами выбрали Россию для восстановления своей государственности.»
      Не хорошо Руслан Сулейманович лукавить

      • Эльдар

        Тебя забыть спросили. Находятся всякие знатоки истории тут, откуда только берутся.

        • Khokhag Ulubi

          Эльдар тебе плохо?
          я вроде и не говорил, что знаток истории.
          ну узнать откуда берутся не трудно

    • Эльдар Мистулов

      Странно, что администрация пропустила такой «антихохаговский» материал.

    • Dzarasov Dzarasti

      Я вообще не понял какой смысл в этом интервью?

      • Khokhag Ulubi

        +1. слишком большой сумбур.
        читатель не успевает сконцентрировать внимание на конкретном вопросе. охвачено слишком много тем для одного интервью.

        • Виктор

          Да, не понял я Руслана. Материал не для этого сайта.

    • abdulla

      «Поэтому у осетин нет сепаратистских или иных комплексов, свойственных народам, не научившимся еще самостоятельно определять свою судьбу. »

      Вообще то отсутствие «сепаратистских комплексов» признак духовной недоразвитости общества, стоящего на низкой ступени общественного и культурного развития и в силу этого не способного самостоятельно определять свою судьбу.
      Отсутствие «сепаратистских комплексов» признак признак примитивного, архаичного, первобытно общинного сознания народа не способного к государственному строительству, не способного породить (либо воспринять из вне) государственную Идею.
      Этот жук сидящий в навозной яме, вместо того чтобы попытаться выбраться из нее, пытается обосновать что говно это не говно, а шоколад.

      • Alihan Donifars

        Комплексы могут быть как «сепаратистские», так и «форпостовые». Единственно верное руководство в данном случае — свои собственные интересы. Возможно это следует понимать именно так.

        • abdulla

          Ничего подобного. Он не это хотел сказать. И я прекрасно его понял. Не собираюсь я ни с кем дружить, а тем более любовью заниматься, а тем более в пассивной роли, тем более с раисей.

          «Вторая: наши предки сами выбрали Россию для восстановления своей государственности».

          Наши предки «выбрали Россию» под угрозой геноцида и в обмен на землю в предгорьях. Переселение с гор на плоскость давно было. Много воды утекло с тех пор. Всё. Прошла любовь, завяли помидоры…

          И никаких общих «своих собственных интересов» ни с раисей, ни с г. Бзаровым у меня нет. У меня куда больше общих интересов с закомплексованными ингушскими и чеченскими сепаратистами.

          • Khokhag Ulubi

            есть такая вещь как соотношение пользы и вреда.
            мужчина должен думать, где и что говорить, пусть даже æто правда, если его слова принесут больше вреда, чем пользы лучше промолчать

          • Джамааль Загалов

            Ни один народ не может руководствоваться интересами одного человека во взаимоотношениях с другим народом или государством, при этом в идеале желания данного индивидуума должны учитываться. И если ты затронул тему «сельской общины» то тебе должно быть известно что в любой общине решения принимаются коллегиально.
            Сепаратизм — это по своей сути абстрактное понятие, так как включает большое число слагаемых, к примеру экономический сепаратизм,культурный сепаратизм и т д.. То есть для реализации всего этого нужно как минимум единое народное волеизъявление и инфраструктура. Ни того ни другого у нас нет и у меня возникает вопрос — ты Осетию может с Ирландией или Шотландией перепутал ?
            Мотивируя к созданию собственного государства, ты в 21 веке предлагаешь людям заниматься исключительно натуральным хозяйством !? А за интернет ты чем платить будешь — баклажаны или помидоры предложишь ?
            Сепаратизм по своей природе является национально-шовинистским движением, и никакого отношения априори к Исламу не имеет.

          • Джамааль Загалов

            Опять таки ты говоришь что с соседними народами ты не имеешь никаких проблем и это быть может правда и быть может хорошо, но если ты говоришь что принадлежности к той или иной этнической группе и если ты желаешь на базе это этнической группы какой то «автономии», то ты должен учитывать взаимоотношения твоей этнической группы с твоими «друзьями»

            • abdulla

              В нашем случае сепаратизм и Ислам вещи взаимосвязанные. Кавказский суперэтнос является временно оккупированной частью Исламского Мира. Кавказ это понятие этническое, но в то же время и религиозное т.к. Ислам является этнической доминантой для всех без исключения этнических групп Сев.Кав. Нельзя быть кавказцем и не быть муслимом.

              Предвижу ваш вопрос об осетинских и кабардинских христианах. Эти этнические группы как и теркские казаки являются частью российского суперэтноса и никакого отношения к Кавказу и кавказцам не имеют т.к. в ситуации конфликта Кавказской и Российской цивилизаций не может быть каких то нейтральных якобы кавказцев. Либо ты кавказец и муслим, либо язычник, а значит русский.

              И когда я говорю о сепаратизме то я говорю не об осетинском языческом, а об общекавказском, а значит мусульманском сепаратизме. И хотя я и происхожу из осетинских христиан, я не считаю себя частью этого языческого народа. Моя нация Ислам, а мои соплеменники — осетиноязычные муслимы. Согласитесь, нелепо было бы строить какие то проекты «автономии» на базе этнической группы к которой я не принадлежу и судьба которой меня мало волнует.
              Предвижу шквал осуждения и негодования, и бойкот со стороны других муслимов, но от своих слов, ин шаа Аллах, не откажусь. Осетины отказывающиеся вернуться в Ислам, а значит выбирающие духовное рабство и являющиеся политическими союзниками колонизаторов, не мой народ .

            • Джамааль Загалов

              мда…. ну давай начнем тогда
              «осетинские муслимы, как наиболее прогрессивная часть общества» — в чем именно твоя прогрессивность заключается ?

              «Кавказский суперэтнос является временно оккупированной частью Исламского Мира.» — я тебе открою секрет , к примеру та же Ингушетия на добровольной основе самолично попрасилась в состав Российской Империи

              » И спрашивать у этой безвольной и послушной своим русским хозяевам толпы её мнения относительно её любви или нелюбви к ингушам было бы по меньшей мере глупо. » — а ты счел нужным спросить мнение у осетинских мусульман в частности у старших и алимов , того же Ибрагима Дударова когда он был жив ?

              «но от своих слов, ин шаа Аллах, не откажусь.» — я тебя уверяю , ты не первый и не ты последний с такими заявления . и до тебя были интернет герои, впоследствии «раскаявшиеся»

              «Предвижу шквал осуждения и негодования, и бойкот со стороны других муслимов,» — негодование вызвано тем что в Осетии за долгие годы работы сформировался костяк, который какие бы трудности ни появлялись , не прекращал работу по созиданию. А тут пришел очередной интернет муджахед и начинает баламутить , при этом лично я не знаю откуда вообще ты взялся ,на каких знаниях «держится» твое «вот так надо «

    • Барабас

      » Есть народы, которые гордятся тем, что они все равны, что и в прошлом у них не было никакой зависимости. Кроме того, что выглядит это чрезвычайно смешно, в переводе на язык исторических понятий, да и для любого понимающего человека это означает, что народ находится в стадии первобытного общества.»

      Почему это выглядит смешно и почему это признак первобытности?Равенство между людьми несмотря на достаток, происхождение или какой то иной фактор,это идеальное общество на мой взгляд.Видимо я просто не отношусь к понимающим людям,но убедить меня в том ,что общество где господин и холоп более прогрессивное и более здравое невозможно,этого я не приму никогда.

      • Khokhag Ulubi

        почему сразу господин и холоп?
        любому народу нужен лидер, думаю с æтим ты согласен. так или иначе æтот лидер пусть даже он æтого не показывает, скажем так, уже не равен с остальными, т.к. на нем больше ответ-ть. æто простой пример

        • Барабас

          Я не говорю о лидере,без существования оного нет народа как такового,я цитирую слова человека,который считает форму равенства смешной и дикой,и далее по тексту форму господин холоп более прогрессивной!Я об этом.Понятное дело что лидер должен быть непременно,но это не значит того, что наличие лидера,должно других ставить в положение холопов.

          • abdulla

            Чтобы все относительно равны были нужно жить натуральным хозяйством, небольшими сельскими общинами. Чем выше уровень развития экономики тем сильнее соц. расслоение в обществе, а значит и зависимость одних классов от других. Но с другой стороны с этим неравенством повышается и выживаемость популяции в целом… Если выживаемость можно принять в качестве «прогрессивности», то значит неравенство прогрессивно.

            • http://hohag.com/ hohag_admin

              Абдулла, напишите по возможности на редакционную почту mail@hohag.com

            • abdulla

              куда писать и что?

            • http://hohag.com/ hohag_admin

              на указанный адрес. что-нибудь, чтоб был контакт

            • Барабас

              да при чем здесь экономический рост.в сегодняшней Осетии экономика гораздо более развитая нежели в той Осетии,да это так и расслоение богатый бедный в этой стране чудовищный,но говорит ли это о том что мы являемся более прогрессивными и цивилизованными нежели наши предки,вы в серьёз так считаете?Я кроме регресса и упадка какой бы то ни было цивилизованности,более ничего не вижу, это может быть мое ошибочное мнение,но я так считаю.

            • Тимур

              +100500

      • http://hohag.com/ hohag_admin

        Барабас, общество делится всегда. По уму, храбрости, или как-либо иначе. Откуда-то же берутся лидеры, и происходит это как правило само собой.

        • Барабас

          про лидеров нет вопросов,этот момент мною никак не оспаривается,нисколько.Еще раз,общество где есть равенство,не исключает наличия лидера(ов),под равенством подразумевается неприкосновенность достоинства людей,при этом оно делится на бедных и богатых,идиотов и гениев,трусов и храбрецов.Но фундаментально в нем одно,достоинство человека не должно быть попрано.Чем же это общество,а таковые на Кавказе были и мы все об этом знаем,так чем же оно смешно и дико непрогрессивно?

    • Барабас

      » Есть такое примитивное заблуждение: Лермонтов – враг Осетии, поэтому описал осетин неверно – попрошайки, пьяницы и т.д. Но Лермонтов описал тех осетин, каких видел вдоль дороги, по которой ездил. Другие, менее известные авторы, находили в Осетии и проституток, и другие пороки. Находили точно так же, как в Петербурге, Париже или Лондоне»

      Но они не находили их в Чечне и Дагестане например,вопрос почему?

      «У развитого общества есть дно. У цивилизации есть пороки. Чем более развито общество, чем растянутее его социальная иерархия, тем почетнее аристократия, тем глубже дно.»

      А вот вроде бы и ответ,но так ли это,неужели господин Бзаров утверждает,что осетинское общество было более развитым и цивилизованным нежели общества наших соседей?Это бред друзья,неужто черкесы с их задолго нежели у осетин,разделением на уздень,крестьянин,на князь и дворянин,было меньше цивилизованности?Однако проституток и алкашей там никто не находил,по крайней мере,это никак не отображено в литературе.Может быть корни тех процессов в Осетии нужно искать в другом,в том что наш народ,был подвержен самому ужасному насилию,не физическому уничтожению как те же черкесы,а духовному,религиозному,жестокому и планомерному вычленению нашего народа из обще Кавказской семьи?

      • http://hohag.com/ hohag_admin

        Барабас, о себе мы знаем гораздо больше в том числе благодаря нашим добрым восточным соседям) Не хочется приводить факты негативного упоминания о других народах, но они есть и гораздо более жесткие чем в адрес осетин.
        Что касается Лермонтова, то он в одном месте, самом цитируемом нашими добрыми соседями, он по видимому просто спутал осетин и грузин. Никак по другому нельзя понять рассказ о грузинской лачуге, в которой оказываются осетинские пьяницы.

        • Барабас

          хохаг мне честно говоря плевать и на Лермонтова и на тех кто его цитирует,стараясь кого то задеть,я говорю о том что Бзаров дает на мой взгляд неправильные оценки процессам происходившим в ту эпоху.Указывая на то что определенная развращенность осетинского общества как то связанна с большей цивилизованностью,я не могу принять этой формулировки,неужто он всерьез говорит о том,что горец осетин был более цивилизован и прогрессивен нежели горец любой другой народности?

          • Dzarasov Dzarasti

            А осетин=красавчик всегда и везде?

            • Барабас

              О чем ты?

            • Dzarasov Dzarasti

              О Лермонтове.

            • Барабас

              при чем здесь Лермонтов,осетин красавчик,или не красавчик?Сформулируй свой вопрос как нибудь так, чтобы он стал хоть немного понятен.

          • http://hohag.com/ hohag_admin

            Барабас, мы постараемся этот вопрос уточнить и осветить его во второй части.

            • Барабас

              отлично будем ждать

    • abdulla

      «Один из них – «западный», на самом деле скорее американский проект глобальной унификации, но он вовсе не единственный. С ним соперничает «исламский» радикальный проект социальной и культурной унификации. Думаю, неизбежно скорое появление новых антинациональных инициатив.»

      Сопоставление Западного и Исламского цивилизационных проектов неуместно.
      Расширение Запада — завершающая стадия развития Западной Цивилизации зародившейся в 9-10в. н.э. На этой стадии разрушение этнического самосознания народов, составляющих эту цивилизацию, стирание границ между этносами, унификация их образа жизни и превращение их в космополитичную, социально пассивную массу индивидуумов закономерно.
      Экспансия Ислама явление совершенно иного рода. Это начало нового витка этногенеза на Ближнем Востоке. События, происходящие в Исламском мире, не есть продолжение развития исторической Исламской Цивилизации, как мы ее знаем. Это рождение Нового Мира противопоставляющего себя историческому Исламу. На этой стадии развития происходит реформирование старых этносов и создание новых.
      Если Запад саморазрушается и разрушает. То Ислам развивается и созидает. Они движутся в прямо противоположных направлениях.

      • Радион

        Мы видим, как Ислам созидает :) Особенно на Ближнем Востоке и Северной Африке… И, кстати, дело даже не в религии, а в том, как ловко используют религиозные противоречия те силы, которые в этом заинтересованы, вызывая у людей взаимную ненависть… Что касается интервью Р.Бзарова, то многие могут не согласиться с ним. Могу сказать лишь одно — ни один из нас не обладает той глубокой информационной и аналитической базой, которая есть у Руслана Сулеймановича. Поэтому и спорить с ним нет смысла… А у Абдуллы, похоже, комплекс «ущемленного»: «Отсутствие «сепаратистских комплексов» признак признак примитивного, архаичного, первобытно общинного сознания народа не способного к государственному строительству, не способного породить (либо воспринять из вне) государственную Идею…» С точностью до наоборот — сепаратизм как раз и говорит о примитивизме народа, которому ничего не досталось от своих гонимых «всеми ветрами» предков. И чье-то стремление к отделению от России не несет в себе разумного зерна. Лучше защитите себя от своих пылких соседей, которым нужны оба берега Терека и используйте свою энергию во благо Осетии. И на свадьбах танцуйте не чеченские, а осетинские танцы. Хотя бы из принципа (я уже не говорю об их неповторимой красоте). И больше говорите на осетинском. Поверьте, не владеющий своим родным языком молодой человек никак не выглядит…

        • abdulla

          .» С точностью до наоборот — сепаратизм как раз и говорит о примитивизме народа, которому ничего не досталось от своих гонимых «всеми ветрами» предков.»

          Это, я как понял, вы о своих предках времен Ивана 2 Темного?

          «комплекс «ущемленного»" — это весьма распространенная психопатология у ваших русских парней отслуживших в ВС РФ и всю оставшуюся жизнь дрожащих при виде кареглазых людей с темными волосами.

          «Лучше защитите себя от своих пылких соседей, которым нужны оба берега Терека и используйте свою энергию во благо Осетии»

          С соседними народами у меня лично проблем не возникает. Вы своими российскими проблемами займитесь.

          • Виктор

            Здесь, по моему, всего достаточно уже. Только добавь не воды, а пояс шахида. С людным местом проблем не будет.

            И не надо так старательно модерировать его совсем одиозные комментарии. От кого чего скрываем, hohag_admin?

        • Барабас

          Родион эти соседи как я понял с ваших слов не являются вашими соседями,тогда позвольте нам самим решать как нам поступать с ними,защищаться, либо укреплять добрососедство,что предпочтительней для любого кавказца,Язык мы свой знаем,а кто не знает своего языка и не желает его учить,так то не осетин вовсе и к нашему народу отношения не имеет.По поводу предков»гонимых»,вам должно быть известно,что своей государственностью вы сами обязаны золотоордынским ханам,ибо не было ни какой Руси кроме как Киевской а она к вам имеет приблизительно такое же отношение как и Речь Посполитая.

      • Maetaersae

        Скажу, нам не нужен не западный процесс развития не исламский. У нас есть программа развития, вся проблема в том кто нам ее даст реализовать?!?!7

        • abdulla

          Что это за «программа развития»? Оказачивание? Не хочу я оказачиваться. Лучше я дальше неразвитым буду.

          • Джамааль Загалов

            Что ты заладил со своим оказачиванием ? Почитай книжки хоть немного — казаки-осетины да и вообще казаки практически все поддерживали белое движение во время зарождения Страны Советовю! О чем ты вообще говоришь ?Казаки по своей культуре и самобытности вообще никакого отношения к русским не имеют — это определенный субэтнос.

            • Алан

              «Казаки по своей культуре и самобытности вообще никакого отношения к русским не имеют — это определенный субэтнос.»

              Согласен. Тоже самое можно сказать о кударцах. По своей культуре и самобытности они вообще никакого отношения к иронам не имеют — это определенный субэтнос.

            • Arthorius

              Согласен. Северные ироны уже давно не имеют ничего общего ни с дигорами, ни с южными иронами, которых по гнусному бытовушному невежеству называют «кударцами», ибо увели свою культуру куда-то в касгоно-макалонскую степь и исказили осетинское произношение до неузнаваемости. Про связь куртатинского произношения и касгонской культуры см. записки Хетагурова.

              /из рубрики «вброс контр-ахинеи»/

    • Marmallatta

      Огромная благодарность Руслану Сулеймановичу. Оч интересно, давно ничего столь же взвешенного и с глубоким пониманием сути вещей не читала.

    • Роберт

      «Важнее всего «технологический» опыт исторического развития, а вовсе не численность, богатство и прочие преходящие характеристики. » — эта фраза меня вдохновляет, есть все-таки еще шанс.

    • gam

      Мне кажется, выделить жирным нужно было это:
      «Что такое наш кризис идентичности, можно ли его увидеть? Предлагаю сравнить Аланию-Осетию, запечатленную на фотографиях конца XIX – начала XX века, с обликом наших современников. Исключая священнослужителей, вы никогда не догадаетесь по внешнему виду, к какой конфессии принадлежит осетин, изображенный на старой фотографии. Конечно, это можно было определить – но только по имени и фамилии, лексике и говору, месту жительства, наконец. Одна из фундаментальных ценностей традиционной Осетии – интимность духовной жизни, право на личный конфессиональный выбор. Наши современники попрали этот принцип в числе первых. Никаких оценок, тем более упреков. Мы говорим об объективной картине и ее визуальных показателях.»

      Я ничего не имею против какой-бы то ни было религии, но многочисленные молодые «истинно верующие» христиане, мусульмане или «исповедующие уацдин» так яро стремятся противопоставлять себя всему остальному миру…
      Как-то мерзко слышать, как осетин говорит о том, что мусульмане и христиане «предатели истинной веры предков», или «лескенцы террористы»… и так далее.
      Увы, любые верования — да хоть буддизм, — сейчас только разобщают нас.
      «Интимности духовной жизни», как выразился Руслан Сулейманович, нам ой как не хватает.

    • Nfv

      Модератор, какая часть правды вам больше не понравилась, то что Лермонтов описывал не северных осетин или то что пьянство и проституцию в Осетию принесла армия в которой он служил?

    • Pingback: Руслан Бзаров: "Самая большая беда сегодня, главное зло современной Осетии – это психология третьесортности, самообман провинциализма&q

    • Pingback: Руслан Бзаров: "Самая большая беда сегодня, главное зло современной Осетии – это психология третьесортности, самообман провинциализма&q

  • Выбор редакции

  • ПОДПИШИСЬ
    НА ОБНОВЛЕНИЯ
    В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
    Группа Вконтакте
    2242
    Страница на Facebook
    Читать в Twitter
    30
  • Комментируют