• Цитата

    Делай что должен, и будь что будет hohag.com
  • hohag

    Вторая часть интервью с Русланом Бзаровым. О том насколько уместно сегодня называть себя аланами, о генетических последствиях времен репрессий и о том зачем нужны национальные школы.

    Читайте также: Первая часть интервью с Русланом Бзаровым.

     

    – Руслан Сулейманович, по первой части у нас два вопроса из тех, что на сайте задавали. Насколько уместен сегодня этноним «аланы», учитывая то, что это народ с другим образом жизни, другой культурой, ценностями.

     

    – Я бы начал со встречного вопроса: насколько сегодня уместен этноним «осетины»? Ведь так назвали народ, присоединившийся в XVIII в. к России и хорошо описанный авторами XIX в., не говоря уже о множестве сохранившихся документов, изображений и т. п. Образ жизни, культура и ценности осетин XVIII-XIX вв. разительно отличаются от современных аналогов. Так что же, название «осетины» неуместно? Мне рассказывали, что при последней переписи кое-кто записался гоблином. Бог им судья.

     

    Считаю своим долгом дать дружеский совет всем, кто задает подобные вопросы: нужно учиться, нужно читать книги. Французы эпохи д’Артаньяна и русские эпохи Евгения Онегина «образом жизни, культурой и ценностями» разительно отличались от своих потомков, живущих в XXI веке. Стран или народов, застывших в своем развитии, в современном мире нет, если, конечно, не считать несколько племен Южной Америки и Африки, которые продолжают жить в каменном веке. История по определению означает развитие общества и культуры. Отставшие общества перестают существовать. Судьба упомянутых индейцев и африканцев предрешена.

     

    Вопрос об аланах очень важен и актуален сегодня. Аланы – один из древнейших народов мира. «Аланы» – едва ли не самое древнее название, используемое для конкретного индоевропейского народа. Аланский язык не позже VII в. попал в число письменных языков средневековья (их было всего полторадесятка) при том, что абсолютное большинство народов древности и средневековья оставались бесписьменными. «Алан» – закономерная скифо-сарматская форма древнего самоназвания индоиранских племен «ариана». Ведь фонетический строй языка тоже постоянно развивается. «Алан» и «Иран», как известно, синонимы – разные варианты развития древнейшего самоназвания ариев в двух родственных языковых традициях. Скифо-сарматские группы Юго-Восточной Европы вернулись к этому общему названию примерно в первом веке новой эры, так датируется первое письменное упоминание аланов. Конечно, это название было престижным, первыми его использовали воинственные кочевники-объединители, но триумфальное возвращение общего имени ариев произошло потому, что в новый «Аланский» (то есть «арийский») союз вошлиразные группы скифо-сарматов волго-донского междуречья, Кавказа и некоторых других территорий. Все они имели собственные частные названия, потерявшие теперь политическую актуальность. Точно так же в XIX веке швабы, баварцы, саксонцы и др. объединились под общим названием Германии, а пьемонтцы, венецианцы и сицилийцы – под именем Италии. Кстати, название страны «Алания» фиксируется в письменных источниках со второго века.

    Подозреваю, что за вопросом о «другом образе жизни» скрывается ложное представление об аланах как классических кочевниках. Для средневековых аланов это просто неверно: кавказская Алания – государство с оседлым населением и большими городами. Но и аланы древности не были поголовными кочевниками: в аланский союз вошло население разных природных зон, разного образа жизни, разного хозяйственного строя. Ярким примером может служить Зильгинское городище I-V вв. – остатки раннего города с развитой экономикой сложной социально-политической структурой.

    Понятно, что аланы две тысячи лет назад, аланы тысячу лет назад и аланы сегодня не слишком похожи друг на друга. Слава Богу, сегодняшние аланы и на тех, что были 50 лет назад, не очень похожи, поэтому есть надежда, что они еще продемонстрируют что-нибудь человечеству. Извините, грустная шутка – в этом году исполняется 50 лет отказу от осетинского языка в школе.
     
    Важно, что на протяжении стольких веков аланы сохранили язык и культурную традицию. Сохранили – и это тоже чрезвычайно важно – древнее самоназвание в закономерной фонетической форме «аллон». Мне приходилось слышать несуразные рассуждения о том, что название «аллон» де зафиксировано «только в фольклоре» и будто бы этот факт снижает его значение. В условиях почти четырех веков (с XV по XVIII), когда аланы жили без государственности и письменности, все обстоит как раз наоборот. Фольклорное сохранение есть самое надежное и безусловное подтверждение актуальности, непрерывности и смысловой точности. Плохо знающие историю люди вспоминают еще, что в обиходной речи осетин обычно представляется как «ирон» или «дигорон», но ведь это уточняющие областные названия жителей средневекового Аланского царства, делившегося на юго-восточную (Ир) и западную (Дигор) половины.

    На Востоке аланов чаще называли «асы», в Восточной Европе – «ясы», в Закавказье – «осы/овсы». Слова «Осетия» и «осетины» – российское изобретение XVIII в., когда после трех веков перерыва аланы вновь установили отношения с Россией. К тому времени русские успели забыть их славянское имя – «ясы» и, осваивая Кавказ, использовали грузинский вариант названия Алании – «Осети». В этом не было ничего иного, кроме естественной случайности, поскольку штат переводчиков для сношений с Кавказом и первоначальный состав Осетинской духовной комиссии были набраны из грузин, нашедших политическое убежище в России.
     
    – Появилось достаточное количество людей, которые не знают имен своих прадедов, которые не знают своей родословной, истории своих сел и фамилий, т.е. того, что лежит у них под ногами, при этом они очень увлечены великой аланской историей, аланской символикой, топонимией. Вот это мне кажется большой ошибкой.
     
    – Чья это ошибка?
     
    – Это ошибка наша общая. И историков, и культурологов в том числе.
     
    – Не могу принять такого подхода. Культурология вообще к этим сюжетам имеет очень отдаленное отношение. А профессиональная историческая наука не может заниматься воспитанием каждого конкретного человека. Знание истории своих предков – это показатель уровня культуры. У разных людей, у разных общественных групп и социальных слоев – неодинаковый уровень культуры. Люди обычно знают и помнят только то, что для них наиболее актуально, то есть необходимо им в повседневной жизни или нужно для достижения образца, к которому они стремятся. В традиционном обществе родословная на это работала, а в современном уже не работает, но остается специальной принадлежностью носителей высокой культуры. Будем справедливы: наше общество и государство создают возможность возвращения или приобщения к этой традиции. Семейная история и генеалогия считаются очень важной частью исторического образования. К тому же и с сохранением этой культуры в Осетии все обстоит гораздо лучше, чем в остальном мире. Я могу показывать вам иностранные публикации, в которых выражено удивление и восхищение тем, как у нас помнят своих предков. У нас есть специальные программы изучения генеалогии для школьного и вузовского уровня, первые вопросники и методические рекомендации я сам написал почти 30 лет назад.

    Мне приходится иногда слышать о какой-то аланомании, будто бы есть люди, которые объявляют себя потомками аланов и страшно этим гордятся, но сам я таких никогда не видел. Поэтому подобные рассказы отношу на счет впечатлительности наших соотечественников. Скажу по секрету: скорее всего, эти впечатлительные люди не понимают, что аланы – это наше собственное название. Им самим, видимо, кажется, что в имени «аланы» заключено что-то сверхъестественное, исключительное. Не заключено. Аланы – это всего лишь название народа, состоящего из смертных и грешных людей, как, впрочем, и все прочие народы.

    Мне приходится иногда слышать о какой-то аланомании, будто бы есть люди, которые объявляют себя потомками аланов и страшно этим гордятся, но сам я таких никогда не видел.
    Обобщать в этих случаях вообще не стоит. Если мы сейчас пройдемся по нашему университету, то вряд ли найдем человека, который захочет поговорить об аланах, и нас самих примут за мифических «аланоманов».
     
    – Еще вопрос с сайта. Следует ли понимать из ваших слов, что наличие у народа пьяниц и проституток – это показатель развитости, и следует ли из этого, что там, где их больше, там и выше уровень культуры?
     
    – Конечно, не следует. В проекции на народ подобные проблемы вообще не обсуждаются, и поэтому мы говорили исключительно об обществе. Очень важно понимать различие. Народ – достаточно расплывчатое понятие, обычно имеющее в виду этнокультурную общность. Если спросят, принадлежат ли три осетина, безвыездно живущие во Владикавказе, Нью-Йорке и Якутске, к одному народу, мы, скорее всего, ответим положительно. А принадлежат ли они к одному обществу? Вряд ли. Общество – это жесткая социальная структура, работающая как единая система. И чем развитее общество, тем в его структуре больше неоднородных частей и отдельных членов, в том числе даже этнически неоднородных. Так, небольшая часть осетинских дворян и почти все осетинские холопы имели неосетинских предков. Самое распространенное осетинское название для холопа – «гуырдзиаг», потому что в рабство чаще всего обращали пленников, привезенных из набегов в Грузию. Тех, кого покупали на невольничьих рынках, называли «æлхæд». А женщин легкого поведения и современные общества предпочитают завозить извне.

     

    7530355498_2248f072c2
    Чем выше структурная сложность общественной системы, чем больше у нее иерархических этажей, чем глубже разделение труда и всех иных функций, тем выше этническая и генетическая неоднородность его членов, тем больше в нем культурных и социальных ролей. Скажем, наши претензии к Грузии есть претензии к грузинскому государству и грузинскому обществу, но никак не к грузинскому народу. В грузинское общество, между прочим, входят и осетинские этнокультурные группы.

    Еще один вопрос – о соотношении между общественным развитием и качественным уровнем культуры масс. Прямолинейное понимание этой связи только уводит от действительных проблем. Вовсе не число, а просто наличие носителей порока коррелирует с уровнем структурной диверсификации, с определенной стадией общественного развития, которая приносит типичные черты социальной жизни, экономики, политики и в том числе определяет структурные признаки культуры. При этом конкретный «букет» всегда связан с конкретными обстоятельствами места и времени – с развитостью рыночных связей, темпами индустриализации, урбанизации и проч.
     
    – Как вы оцениваете значение советского периода в нашей истории?
     
    – В советские годы я никогда и нигде не скрывал своего критического отношения к порокам этой системы. Но с тех пор, как советская власть перестала существовать, считаю невозможным говорить о ней без должного уважения. Так жила наша родина. Родину не выбирают. Сначала назову два главных достижения – национально-государственная форма политической жизни и национальная школа. Осетинская школа существовала с 1924 по 1964 год и была искорежена в части национально-культурного компонента – в ней не изучали, например, историю, географию и культуру Осетии, только осетинский язык и литературу. Но осетинская школа все-таки была – это чрезвычайно важно для будущего. Теперь вопрос: дала бы это советская власть, если бы осетины не требовали этого от государства задолго до нее? Нет, конечно. Всего этого нам никто не принес, все пришлось делать самим, с этими планами жили задолго до их осуществления, с них начинались первые народные съезды после демократической революции февраля 1917 года. И советская власть поддерживала эти начинания, пока они совпадали с ее интересами, а когда перестали совпадать, она все это принялась ломать.
    Так, небольшая часть осетинских дворян и почти все осетинские холопы имели неосетинских предков. Самое распространенное осетинское название для холопа – «гуырдзиаг», потому что в рабство чаще всего обращали пленников, привезенных из набегов в Грузию.
    Если говорить о том, что имеет самые тяжелые и долговременные отрицательные последствия, то это, прежде всего, непродуманное переселение горцев на равнину и урбанизация, разрушившая баланс сельской и городской культуры. Советское переселение произошло в дикой, фронтальной форме. Вместо того, чтобы строить в горах необходимую социальную инфраструктуру, горцев выбросили на равнину. Параллельно происходила урбанизация, всех согнали в несколько индустриальных центров.
     
    Все это очень болезненные для общественного сознания и достаточно сложные профессиональные вопросы. До сих пор потомки бедных горцев верят в величайшую справедливость, которую принесла им советская власть, они до сих пор думают: дед на скалах жил, а потом ему дали плодородную землю и возможность поселиться на равнине. И против этого трудно возразить. Действительно, в горах было трудно жить без дорог, школ и больниц, без государственной системы поддержки горного хозяйства. Вопрос лишь в том, что цена решения, казавшегося самым простым и экономным, оказалась слишком высока. В наших горах полное запустение, и освоить их заново сегодня – пока непосильная задача для нашей экономики. Мы ведь обсуждаем не впечатления и желания, а объективные результаты.

     

    sovetskie_plakaty_17
    С этим связано множество разнообразных последствий, включая потерю многотысячелетней системы хозяйственного баланса и обмена между горами и равниной, разрушение традиционного экологического сознания, утрату ценнейших памятников истории и культуры. А известные политические репрессии я не поместил в первые два пункта, потому что они не получили бы такую широкую социальную базу, если бы не было упомянутых общественных сдвигов. Поэтому репрессии я бы поставил только третьим пунктом.
     
    – Касательно репрессий. Как-то можно оценить генетические потери?
     
    – Если речь идет о том, что обычно называют генофондом, то потери у нас серьезные. Для Осетии они очень значительны.
     
    – Они восполнимы?
     
    –Ну, раз народ живет, раз мы обсуждаем эти потери, значит они хоть в какой-то степени восполнимы. Другое дело, что они, конечно, не могли быть восполнены за прошедшие полвека. Посмотрите старые фотографии, а потом пройдите по улицам, и вы по лицам увидите, что не восполнены. Можно заехать в любое селение и спросить, кто тут был самый образованный, самый воспитанный, самый трудолюбивый и зажиточный, самый уважаемый 100 лет назад. В четырех случаях из пяти вы гарантированно услышите, что у них не осталось потомства или оно так немногочисленно, что едва даже численно дотягивает до знаменитых предков. Или так опустилось, что может служить лишь отрицательным примером. Говорю уверенно, потому что сам проверял. Никакой случайности здесь нет, это была специальная политика советской власти. Так было и в любом другом уголке страны. С той лишь разницей, что, например, у грузин или армян к тому времени уже была своя зрелая элита, была сформировавшаяся национальная культура и, соответственно, способы самозащиты. В том числе защиты всего того, что вы расширительно называете традиционными ценностями. А у нас этой зрелости еще не было, процесс не был завершен. Соответственно, и потери Осетии сравнительно больше. Можно даже районировать наши потери в сравнительном смысле. Например, истребление социальной элиты наиболее жестоко и последовательно проводилось в Дигории. Там исторически сложились более жесткие отношения между крестьянством и дворянством. В иронских обществах они были более мягкие, поэтому там не было такой непримиримости.
     
    Наши нынешние обстоятельства близки к положению русского народа, потери которого неисчислимы и связаны с исключительной политической ролью. Видите, величие русской национальной культуры очевидно, но и она не сумела предотвратить русские потери.
     
    –– Вы упомянули об урбанизации как одном из отрицательных последствий советского периода. Осетия – один из самых урбанизированных регионов России. Следует ли как-нибудь регулировать этот процесс, переносить инфраструктуру в села? Насколько негативные последствия у этого явления?
     
    – Есть статистика урбанизации народов Российской Федерации. Осетины там на втором месте после татар, но у татар миллионные диаспоры в Москве и Петербурге, других крупных городах. По сути, осетины занимают первое место, потому что они максимально урбанизированы на своей родине. Большая часть осетин живет в одном городе, из чего происходит множество наших проблем самого разного свойства. Выход из этого болезненного состояния, конечно, есть – он видится в грамотном государственном регулировании. Это абсолютно необходимая Осетии часть социальной политики. На уровне общественного движения мы поставили эти вопросы еще в конце 1980-х годов, я сам тогда что-то инициировал, предлагал, писал. Все знают, какие события отвлекали нас два десятилетия. С того времени ситуация еще более усугубилась. Владикавказ захлестнули еще три миграционные волны сельского населения: одна– жители Северной Осетии, оставшиеся не у дел после гибели колхозов, другая – изгнанные из Грузии осетины, третья – крестьяне, едва ли не со всего Кавказа, едущие к нам на заработки.

     

    Можно заехать в любое селение и спросить, кто тут был самый образованный, самый воспитанный, самый трудолюбивый и зажиточный, самый уважаемый 100 лет назад. В четырех случаях из пяти вы гарантированно услышите, что у них не осталось потомства. Никакой случайности здесь нет, это была специальная политика советской власти.

    Меры принимать нужно обязательно. Необходима четкая и выверенная, а в каких-то пунктах жесткая социальная политика. Нам предстоит задуматься если не о деурбанизации – это слишком сложная задача, то хотя бы о развитии малых городов, теснее связанных с сельским образом жизни и формами традиционного хозяйства. Весьма желательно также вынести некоторые образовательные центры и производственные мощности из Владикавказа и уж, во всяком случае, создать барьеры для превращения Осетии в один уродливый мегаполис, окруженный заросшими бурьяном огородами.
     
    – Вы сказали о традиционном хозяйстве и образе жизни!
     
    – Конечно. Традиционное наследие всегда остается одной из фундаментальных частей национальной культуры, которая не может функционировать без этой части. Просто она не должна довлеть над всем остальным, и говорить надо не о несбыточной мечте вернуться в традиционное общество, а о том, что сельские формы общественной и культурной жизни абсолютно необходимы для гармоничного развития. Наша проблема заключается в том, что город Владикавказ стал прибежищем для сельского населения и провинциального мышления, что зримо мешает ему оставаться столичным городом в полном смысле. В нем нет и, конечно, не может быть ни сельского образа жизни, ни той ностальгической сельской чистоты, воспоминания о которой все еще смущают наших самодеятельных моралистов.Традиционные формы жизни не способны существовать вне естественных условий своего воспроизводства. Беда в том, что Владикавказ безжалостно подавил и разложил сельский образ жизни – ни для кого не секрет, что в области всевозможных пороков сельские обыватели давно обогнали столицу республики.
     
    zabroshennye-mesta-10
    Повторю еще раз, что далеко не все потеряно. Вопрос в грамотной экономической, социальной, культурной политике. Вопрос в поиске эффективного соотношения между институтами, рычагами, возможностями государственной власти и местного самоуправления.
     
    – Есть ли зависимость между урбанизацией, демографией, сохранением языка и культуры. Мне это кажется очевидным, но хотелось бы знать, насколько это обоснованно с научной точки зрения.
     
    – Конечно, между этими явлениями есть зависимость, и на эту тему написаны горы научной литературы. Город необходим для развития общества. Село – это община симпатичных, но похожих людей, нивелирующая отличия, ориентирующая человека на тривиальный выбор, типовые поступки: быть как все, не хуже других, не вылезать вперед. Город же – это единство разных и непохожих людей, в нем идет соревнование идей, моделей поведения, технологий выживания. Сельская мысль: как купить машину не хуже, чем у соседа. Городская забота: где достать вертолет, чтобы дальше увидеть из иллюминатора. Сельская жизнь опирается на традиционные формы, которые существовали веками. Город вырабатывает «стереоскопическое» восприятие действительности и всегда ориентируется на перспективу. Для сельской газеты подходит название «Вчера», а городская будет называться «Завтра».

    Город должен играть собственную роль, не подавляя традиционную сельскую среду, оставляя ее основой жизни народа и не высасывая все ее соки. А сегодня в нашем городе просто воспроизводится деградирующий сельский быт. Вышедшее из села, послевоенное поколение пыталось продолжать сельскую жизнь, построив в городских дворах «хадзары», сыновья поменяли их предназначение, превратив в самопальные распивочные, а внуки почти уже поставили на них жирный крест. Все это происходит на наших глазах. Справедливости ради нужно сказать, что эти самые «хадзары» выполнили выдающуюся политическую миссию. Они стали в 1970-1980-х годах главным, несгибаемым бастионом защиты осетинской традиции. Народ, отказавшийся их сносить и не сдавшийся обкому, милиции и чекистам, ясно показал, кому принадлежит этот город. Но в проекции на вопрос, о котором мы говорим, это все-таки символ неизбежной деградации сельского быта вне традиционного хозяйства и образа жизни. Сейчас отжившие «хадзары» уже сносят, заменяя на гаражи и игровые площадки, и защищать их никто не станет – праздничные обряды, отходящие все дальше от народной культуры, людям стало удобнее проводить в ресторане.
     
    – На что сегодня в первую очередь надо делать акцент для сохранения и развития национальной культуры?
     
    – Готов повторить еще раз: сегодня как никогда актуально вмешательство государства во все, о чем мы говорим. Власть пока очень далека от этого, хотя там много людей, желающих сделать что-то полезное. Беда в том, что они часто не знают, как это сделать, потому что не являются носителями ясной общей идеологии. Они не являются членами сформировавшейся национальной элиты. Нет сформулированной объединяющей цели, нет понятной дорожной карты, нет эффективной технологии движения. Должна вырасти и созреть политическая элита, способная слаженно действовать в интересах общества, готовая решать стратегические задачи, независимо от персоналий и невзирая на лица.
    В 1990 году вышел мой учебник для пятого класса с фотографиями людей, упоминание которых при советской власти считалось нежелательным. До сих пор не понимаю, как мне это удалось. Там были, например, Ахмет Цаликов и Сосланбек Бигаев. Мне передали возглас какой-то учительницы-осетинки, которая поразилась, просто увидев портреты. Она не ожидала, что были такие осетины. Кто-то из беженцев приехал из Грузии и страшно удивился, узнав о Коста Хетагурове, о существовании национальной литературы и прессы, музеев и т. д. При всей абсурдности этих примеров в них проявляется один из аспектов современной осетинской идентичности. Я ежедневно встречаюсь с сотнями разных людей, вижу студентов. Могу сказать: мысль среднего осетина работает именно в таком направлении. Самая большая беда сегодня, главное зло современной Осетии – это психология третьесортности, самообман провинциализма.

     

    Вышедшее из села, послевоенное поколение пыталось продолжать сельскую жизнь, построив в городских дворах «хадзары», сыновья поменяли их предназначение, превратив в самопальные распивочные, а внуки почти уже поставили на них жирный крест.

    Однако он ни в чем не виноват. Здесь как раз срабатывает отсутствие зрелой элиты – ведь хорошо известно, что большую часть человечества нельзя заставлять долго думать, это слишком специальное занятие. Надо предлагать готовые ответы, и беда, если это делать некому. В состоятельной культуре центром мира всегда выступает родина. Если вы считаете свою родину провинцией, пусть даже провинцией великого государства, из вас никогда не выйдет ничего путного. А культура, которая согласится на провинциальную роль, обречена на скорую гибель.

    Провинциальность – это не отсутствие профессионализма, хорошей техники и денег. Этого не хватает везде. Провинциальность – это игнорирование собственной национальной культуры, это отсутствие культурной позиции, позволяющей видеть и транслировать культурную, а не статистическую информацию, переваривать и передавать смыслы, а не слова.
     
    – Вы как-то сказали, что сегодня в Осетии нет интеллигенции.
     
    – Да, а сегодня я сказал, что у нас пока нет национальной элиты, это еще хуже.
     
    – Нет как класса?
     
    – Как ответственной общественной группы или, если хотите, как класса в том смысле, который использовался до Маркса. Как определенного слоя, объединенного общими интересами и обязанностями. В этом смысле осетинской интеллигенции, конечно, нет.
     
    – Как вы относитесь к раздельному образованию в школах?
     
    – Думаю, это один из возможных вариантов, было бы неплохо вновь попробовать подобную схему в конкретных учебных заведениях. Однако, это техническая часть проблемы, не нужно придавать ей слишком большого значения. Я знал людей, которые учились в подобных учебных заведениях. Я знал людей, которые в них преподавали. Это было обычной практикой дореволюционной России, а затем СССР до 1950-х годов. Потом началось объединение, этот процесс произошел по всему миру. Ключевым для меня является тот факт, что существование братьев и сестер в одной семье никогда не было препятствием для правильного воспитания. Народ прекрасно с этим справлялся и в традиционном обществе. Во главу угла я бы ставил содержательно-идейную часть образовательного и воспитательного процесса.

     

    Техническую часть вполне можно актуализировать и посмотреть, поможет ли она нам справиться или нет. Опыт этот отвергать было бы легкомысленно. Думаю, что школа элитарная с большой долей вероятности должна быть раздельной, как это остается, например, в Британии. Для каждого дела нужно искать правильный подход, пробовать разные варианты.
     
    – Должно ли образование быть национальным? И не будет ли это ущемлять права национальных меньшинств в республике?
    – Полноценное образование не может не быть национальным, как не может ущемлять чьи-либо права. Главный принцип научной педагогики – ребенка можно учить только на понятном ему языке. Что вы имеете ввиду?
     
    – Может быть, для национальных меньшинств изучение языка и культуры Осетии должно быть факультативным?

    – Национальное образование – это образование на родном языке. К родному языку можно добавлять в качестве языков обучения и другие языки. Осетинская школа – это та школа, в которой языком обучения, хотя не обязательно единственным, является осетинский язык. Вы же, по-моему, говорите о русской школе, где единственным языком обучения является русский язык, а осетинский изучается в качестве предмета. На всякий случай надо еще раз пояснить, что язык обучения – это тот язык, на котором ведется урок, написан учебник, отвечает ученик. А язык, который изучают в качестве предмета, называют языком изучения.

    Принципы единства и обязательности – незыблемые основы образовательного процесса. Государственные языки должны быть обязательными для всех. Если человек способен отказаться от изучения государственного языка того субъекта Российской Федерации, в котором живет, от национального языка того народа, среди которого живет и на родине которого ходит в школу, этот человек представляется мне разрушителем нашего государства, к какой бы национальности он ни принадлежал. В этом смысле никакой альтернативы всеобщему обучению, никаких факультативов не может быть в принципе. Если я иду в школу и не могу отказаться от изучения физики, то не должен иметь возможности отказаться и от изучения осетинского языка как государственного языка субъекта РФ. Если же вы мне дадите это право, то наша великая многонациональная страна начнет обратный отсчет своего существования.

    Как известно, от изучения осетинского языка у нас отказываются обычно осетины. Это к вопросу об идентичности, интеллигенции и провинциализме.
     
    – Попробую немного иначе сформулировать вопрос. Я хочу, чтобы мой сын учился в осетинской школе, чтобы он говорил и думал на родном языке, но если мой сосед – русский, армянин или грузин, и сын его учится в русской школе, при этом изучает осетинский как часть учебного плана, могу ли я требовать от него учиться в осетинской школе?
     
    – Знакомый вопрос из устаревшего арсенала борцов против всего осетинского. Его когда-то задавали денационализированные осетины, боявшиеся, что их детей будут заставлять учиться в осетинской школе. Перестали задавать, поняв, что никто не спешит открывать массовую осетинскую школу. Тем не менее, ответим еще один, тысячу первый, раз. Никого нельзя заставить выбрать осетинскую или какую-то иную школу. По закону язык обучения и учебное заведение выбирают родители ученика. Точно так же и открытие осетинской школы не отменяет существования русской, грузинской или возможного создания армянской, французской, какой-нибудь другой национальной школы. Учиться на родном языке – конституционное право.
     
    Вопрос о национальной школе имеет определяющее значение для любой современной культуры. Не имея осетинской школы, Осетия не имеет никакого шанса существовать в будущем. Это главный вопрос, к которому может быть сведено все остальное. Или будет осетинская школа как очаг осетинской культуры, и там будет воспитаны новые поколения, или не будет ничего. Только с помощью школы можно восстанавливать то, что нужно восстановить, и строить то, что должно быть построено. По большому счету никаких других технологий не существует. Образование – самая главная часть развитого современного государства. Если нет школы, нет государства. Без всего остального можно обойтись, без школы – нельзя.

    Нет смысла подробно рассказывать здесь о созданной нами и уже международно признанной модели осетинской поликультурной школы, которая дважды успешно прошла экспериментальную апробацию – на республиканском и федеральном уровнях. Об этом достаточно информации. Есть смысл напомнить: в поликультурной осетинской школе два основных языка обучения – осетинский и русский, на этапе профильной школы к ним желательно добавлять еще и английский язык. Самое важное – сегодня мы готовы к переходу в формат массовой школы.

     

    Если в образовании есть принципиальный технический, организационный вопрос, то это не вопрос раздельного обучения мальчиков и девочек. Самая актуальная проблема – отделение детей от родителей. Национальная школа нам нужна, прежде всего, для того, чтобы перебороть тупых, невежественных, аморальных родителей. Чтобы сделать новые поколения наследниками национальной культуры, не ставя их способность принять это наследство в зависимость от субъективных домашних обстоятельств.

    HOHAG_COM_VK

    Читайте также:

    Первая часть интервью с Русланом Бзаровым.

    Управляемая революция системы образования.

       

    Также по теме:

    • Виктор

      «Самая большая беда сегодня, главное зло современной Осетии – это психология третьесортности, самообман провинциализма.» — Это то, чего я давно ждал от наших интеллектуалов. И Руслан сформулировал это совершенно правильно.

    • Виктор

      Однако вот с этим: «Не имея осетинской школы, Осетия не имеет никакого шанса существовать в
      будущем. Это главный вопрос, к которому может быть сведено все
      остальное. Или будет осетинская школа как очаг осетинской культуры, и
      там будет воспитаны новые поколения, или не будет ничего.» — мы пролетели уже безнадежно. Нужно придумывать что-то другое. В попытках догнать давно ушедший поезд можно только усугубить ситуацию.

      • http://hohag.com/ hohag_admin

        Ничего другого придумать нельзя. Культуру можно только воспитать.

        • Заурбек

          Абсолютно согласен, именно -воспитать.
          Последний абзац лаконично и точно комментирует эту мысль.

    • Виктор

      hohag_admin, Заурбек, это может быть правильно, то, что вы говорите. Но это не более, чем хотелка. Вы ведь не знаете чему воспитывать и как. Кроме того, я вам ни своих детей, ни своих внуков доверять не стану. И дело не только во мне. Мы, осетины, уже настолько разные, что у каждого свое мнение по этим не простым вопросам. Вот и получается, что Руслан говорит о чем-то, практически не реализуемом. Здесь простецкие подходы уже не помогут. Трудно себе представить как мы отберем детей у родителей и будем их воспитывать в какой-то культуре, о которой родители имеют приблизительные представления. Если бы такое было возможно, то следовало бы поступить более мудро. А именно: придумать очень передовую культуру-эсперанто с осетинским языком и привить ее нашим отрокам. Потом объявить её осетинской — и ходить гордыми и радыми, впереди планеты всей.

      Смешно, правда?

      • http://hohag.com/ hohag_admin

        Я лично знаю чему надо воспитывать и как и вы можете возразить что любой таксист скажет тоже самое, но так всегда было в истории человечества. Каждый знает что делать, но удается это сделать единицам.

        Уже столько дерьма объявлено осетинским, что вашей эсперанто-культуры наш народ, боюсь, не выдержит. Не говоря уже о том кто ее придумает.

        Кроме воспитания нет иных средств изменения культурной составляющей. Может быть вы под воспитанием понимаете слишком узких набор инструментов. Воспитание это гораздо больше чем нравоучение, там и пропаганда и цензура и создание положительных образом. Коммунисты на нашу беду очень хорошо использовали весь этот инструментарий и создали-таки новую нацию.

        • Барабас

          hohag_admin Ты знаешь а ведь ВиктОр в чем то прав,а именно в том,что каждый сегодняшний осетин под воспитанием понимает абсолютно порой разные вещи,один хочет из сына воспитать порядочного мужчину, где сыну внушается,честность,благородство,верность данному слову ну и т.д.Другой успешного работника прокуратуры где порядочность о которой писалось выше не совсем уместна там нужны иные качества,например изворотливость,лживость,лизоблюдство,льстивость.Причем каждый из этих двух отцов будет приводить доводы правильности такого воспитания,первый будет говорить о том,что эти ценности вечные и не должны быть нарушены,второй будет говорить о том что нонче время такое,и правы они будут оба,но нам осетинам важно сделать выбор,либо мы воспитываем в наших детях,вечное и не теряющее цену,либо приходящее. и проходящее.Пока нет общественной дискуссии по поводу того,что есть для нас воспитанность,пока та самая интеллигенция не назовет скота скотом,а не уважаемым «Жаурбеком Каурбековичем»,пока они не объяснят народу,что все те кто обворовывает,развращает,дурит и травит свой народ,не являются теми кому стоит пожимать руку при встрече,и сами в первую очередь перестанут быть их обслугой и встанут на защиту сохранения достоинства нашего народа,то ни ВиктОр,ни Гиви,ни Хазби,так и не поймут чем же руководствоваться в воспитании сына,что ставить во главу.Ведь сегодня к сожалению воспитывают в основном «оперов и прокуроров» со всеми вытекающими,

    • Виктор

      Странно, hohag_admin, я разве где-то говорил, что не нужно воспитание. Я тоже худо-бедно воспитал двоих сыновей. Мужики уже. Кстати никаких нравоучений и менторства не допускал. Спрашивали — я им отвечал. Надо им было что-то — покупал. Всегда старался прививать им интерес к знаниям, возбуждал интерес к явлениям природы и жизни. Книги, компьютеры, телескопы и т. д. Мне это было интересно, и возня с ними была очень важной частью моей жизни. Всегда был отрыт перед ними во всех аспектах своей жизни. И никогда не воспитывал из них специально ни осетин ни русских, ни ещё кого-то. Все в рамках общечеловеческих ценностей.
      Я ими очень доволен. Иной раз думаю — может мне — посредственному воспитателю — случайно повезло.
      Но здесь Руслан говорит о каком-то особом воспитании. Даже с отрывом от родителей. Все ранее мною сказанное посвящено именно этой стороне вопроса.

      • Виктор

        И да, коммунисты. Надеюсь Вы помните, что они еще и расстреливали или отправляли на лесоповал несогласных. Видимо, эти у них были трудновоспитуемыми. Но для этого опять придется сначала победить Белую армию, что второй раз уже, наверно, не получится, и, все-равно все кончится опять 1991 годом.
        И только так!
        Потому и говорю, что вопрос сложный и требует обдумывания.

    • Барабас

      И еще один немаловажный момент который не позволяет воспитать народ с единым восприятием воспитанности,порядочности и нравственности,это оголтелая,идиотская истерия вокруг той или иной конфессии,когда одни предатели,другие продажные рожи,третьи алкаши и безбожники,надо уже остановить это и затыкать рты тем кто раскачивает эту лодку из раза в раз,дать им понять словом и если надо то и подзатыльником,что нас не нужно делить мы единый народ,и любим и уважаем друг друга не смотря на то что один из нас Ахмет а другой Борис,и ценности у нас одни,главная из них это любовь к нашей земле,не эта горлопанская со слюноотделением,а спокойная и осмысленная любовь.И вот тогда,на этой платформе можно воспитать то поколение,которым мы сможем гордится.

      • Khokhag Ulubi

        максимализм вещь хорошая)

    • Шамиль Гуниб

      » Не имея осетинской школы, Осетия не имеет никакого шанса существовать в будущем. Это главный вопрос, к которому может быть сведено все остальное. Или будет осетинская школа как очаг осетинской культуры, и там будет воспитаны новые поколения, или не будет ничего. » Трудно с этим не согласиться.

    • http://alanikac.livejournal.com/ Залина

      На улице Революции закрылся магазин с громким названием «Национальное достояние»,единственный в своем роде магазин национальной книги.Жуткое помещение,сарай!И это так мы относимся к себе,к своему языку,своей культуре!!Призывы это хорошо,но когда у языка нет сферы применения и он практически вытеснен даже в семейном обиходе,когда увеличилось количество межнациональных браков и пр.,разговор не имеет смысла….

    • Светлана

      Руслан Бзаров мой кумир!

      • Виктор

        Не создай себе кумира — было там сказано!

    • Светлана

      осетины смешиваются со скоростью света,, ни одна другая нация не имеет столько полукровок как у нас,, а что вы хотите? целый пласт целое поколение полукровок выросло и им это все осетинское нафиг не надо,, имея осетинские фамилии, мышление русское, и т д,, Кроме того чтоб носить культуру, нужны люди,, а демография на нуле,, Не хотят рожать у нас,, Вот помноженные эти 2 фактора друг на друга привели и ведут к пропасти

      • http://alanikac.livejournal.com/ Залина

        Это- национальная политика,направленная на ассимиляцию.Прибавьте почти поголовную христианизацию Осетии(а древняя вера осетин в два раза старше христианства),вытеснение традиций,подмена ценностей и результат — гибель языка и «размывание» народа…

    • sarmat

      воспитывать нужно в САРМАТСКОМ духе, а не в интернационале!! Уважаю -ценю ВСЕ народы -но те, кто ненавидит нас -враги! Ассимиляция в ранге госполитики! см Орешкин… ассимилированные русетины покинут могилы Предков-и здесь будут жить другие народы, с известным отношением к центру.. ничего придумывать не надо -придуманный, это грусетин и русетин! мы уже разные, и плыть в одной лодке, с работницами саун, с наркошами не позволю своим детям-ради них ВСЯ жизнь..амеры не дали сформироваться русской элите — то же произошло с нами ! некому объяснить народу, мы ДЕГРАДИРУЕМ! БАРАБАС-АБСОЛЮТНО ПРАВ! Необходимо Первое -50% вещания -на мад-аллон — новое руководство тв! 3- признание факта -традиционная вера, к сожалению неспособна противостоять-прим..стыр ныхас, как и христианство! пример соседей -в этих условиях, когда большая часть народа банально презирает РОДНОЙ язык -остаётся Ислам!

      • http://hohag.com/ hohag_admin

        Сармат, воспитывать в сарматском духе это как? конкретика была бы не лишней

        • Виктор

          Если бы он знал, как.
          В сарматском духе. Что за дух такой?

    • Марина

      Почему осетины с такой легкостью приняли Иеговизм, огромное количество сектантов стало,, и так неохотно Ислам принимают? Я думаю Ислам лучше принять чем сектантство- бабтисты , иеговисты, пятидесятники и т д,,, Ислам по крайней мере приведет к культу семьи и семейным ценностям, увеличится рождаемость, и стыдливость,, меньше будет проституции, женского алкоголизма и наркомании,,, Я думаю в направлении Ислама Осетии нужно задуматься всерьез,, пока окончательно не растворились в русско- армяно- еврейско-и т д обществе,,

      • Виктор

        Марина, а с умищем-то, с умищем что делать?

      • arthur

        ислам, равно как и христианство( не будет ни ромея ни эллина), как раз и уничтожает национальную идентичность. и ставит целью своей всемирный халифат, и в этом он абсолютно соответствует плану глобалистов.

    • Allen Allen

      на самом деле сам сулейманович продукт смешения исламской и европейской культур он же сулейман ибн базров

    • Allen Allen

      задача стоит в культурной идентификации классификации аланов вкого грузины обозвали осетинцами или осетинами но сначало нужно определить к какой подгруппе цивилизаций принадлежат осетинцы к исламско азиатской или европейской гуманистической ибо средневековая европа с инквизицией уже не актуальна

    • Allen Allen

      на самом деле если именно имеются ввиду АЛАНЫ!!! то тгда они 100% европа ибо как опсиано в короле артуре король драконов аланы внесли реальный исторический вклад в европейскую цивилизаци.ю конкретно в ьретани орлеане ну они аланы мигрировали из орлеана в бретань в англию шотландия ирландию в ланию оттудла в англию и так много раз с вельшельмом завоевателем аланы также мигрировали в англию они собсна помогли ему завоевать престол англии своим ложным отступлением аланы обманули сторонниокв короля гарольда те вышли из укреплений и их аланы уничтожили и так вельгельм стал королем основал династию одарил аланов землей властью

    • Allen Allen

      и вот счас существуют вот эти потомки этих аланов их легко вычислить по фамилии аллен они на виду они буквально своими фамилиями себя выкупают ) и это являлось предметом шуток что аланов алленов трудно спутать как сказала сандра аллен тоже потомок аланов в питере говорит по руски)

    • Allen Allen

      на самом жделе должно быть у осетинцев есть перед аллен кланами некий долг или обязательство которое я взял на себя бременем нести и вот я один за всех асетинцев это делаю! истонным является что сделать из аллен кланов народ не реально
      а вот интегрировать аллен кланы в асетинцев заморских ))) вполне реально но это налогает на асетинцев обязательства
      аллен кланы берут на себя самоназвание- что они осетины но осетинцы тогда их окультуривают тем аланским наследием которое было сохранено без каказских культурных примесей

      вот такой бизнес! они аллены согласны

    • Allen Allen

      кто хочет это обсудить стучитесь ко мне в френды я вас подключу к алленской группе

      https://www.facebook.com/groups/panalania/

    • Allen Allen

      базров прав в том что школа образование КУЛЬТУРА ЭТО ТОТ КОНСТРУКТОР КОТОРЫЙ СОЗДАЕТ И СОЗРАНЯЕТ НАРОДЫ
      Я БЫ ПРОСТО НЕ СКОЛЬКО ОТМИГРИРОВАЛ ОТ АЗИАТСКО КАВКАЗСКОЙ СОСТАВЛЯ.ЩЕЙ ОСЕТИНСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАКИМ ОБРАХОМ ЭТО СДЕЛАТЬ ТРУДНО СКАЗАТЬ
      НУ АЛЛЕН КЛАНЫ ИМЕЮТ НИКИЕ ЗАЧАТКИ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ В ВИДЕ КУЛЬТА МЕЧА ОРУЖИЯ ВОЕННОГО ДЕЛА ОХОТЫ СПОРТА КРАСОВГО ТЕЛА

    • Allen Allen

      кстати ислам запрещает изображение тела человека и это религия унифицирующая народы в некий глобальный исламский народ она против изобразительной культуры и тем разрушает народы прежние и собирает народ мусульманский как они это понимают

  • Выбор редакции

  • ПОДПИШИСЬ
    НА ОБНОВЛЕНИЯ
    В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
    Группа Вконтакте
    2242
    Страница на Facebook
    Читать в Twitter
    30
  • Комментируют