• Цитата

    Делай что должен, и будь что будет hohag.com
  • hohag

    Муса Карабугаев о разнице между аристократами и холопами, которые пробрались к власти.

     

    Ничто так не мешает видеть, как точка зрения.

    Дон-Аминадо

    Если какая-то точка зрения широко распространена, это вовсе не значит, что она не абсурдна. Больше того. Учитывая глупость большинства людей, широко распространенная точка зрения будет скорее глупа, чем разумна.

    Бертран Рассел

    Хватает вас лишь на изгнание тех, кто вам защита…

    Уильям Шекспир

     

    Мысль Чермена Дудаева, изложенная в статье «Право на землю», и его озабоченность мне понятна. Видно, что человеку небезразлично происходящее вокруг, но исторические параллели не всегда очевидны, тем более, когда причины лежат в далеком прошлом. Я противник исторических мифов и мифотворчества. Лучше горькая правда, пусть даже очень неприятная и очень горькая, чем приятная, сладкая ложь и красивый миф. Это необходимое условие для понимания текущих процессов — настоящего и их направленности — будущего. Чтобы понимать настоящее, необходимо знать прошлое, тогда можно предвидеть будущее и изменять его в желательном для себя направлении.

    dela_chesti

     Любые крайности чаще всего являются мифами, от которых мы должны стараться уходить. Мне интересно, откуда автор взял этот сухой чурек и семь шкур? По акценту похоже на россказни красных комиссаров. До меня от моих старших дошли иные рассказы, в том числе и о том, как алагирские старики вставали и приветствовали двумя руками намного более младшего осетина, потому только, что он Карабугаев. Дело было во времена расцвета «развитого социализма», и ничем иным, кроме как уважением к моей фамилии, это объяснить нельзя. Ни царской, ни алдарской власти давно уже не было, и лебезить перед молодым пацаном старикам никакого смысла не было.

    Или, например, рассказ прабабушки. Годы НЭПа, после Гражданской войны разруха, голод, на улицах полно беспризорных сирот и нищих. Прадед уехал на базар в Кисловодск при полном параде: цохъа, бешмет, а вернулся в нательной рубахе, галифе, с кинжалом на поясе, босиком и в папахе. (Без головного убора показываться на людях было стыдно не только женщинам, но и мужчинам). Прабабушка, увидев его издалека, испугалась, подумала что ограбили по дороге, а прадед с улыбкой ей ответил, мол, бедняка-оборванца по пути встретил, всё ему отдал и из продуктов, что в бричке по пути бедным раздал. Если покупал мешок, скажем, сахара, целым его домой никогда не привозил. Это я не ради понтов тут рассказываю, это к разговору о «сухих чуреках и семи шкурах». Мои факты и аргументы.

    Это рассказы моих стариков, которым я склонен верить больше, чем жидовскому агитпропу, который вам скормили 100 лет назад, а вы его до сих пор пережевываете. И никакого антисемитизма. Чтоб быть жидом, евреем быть не надо. По Далю.

    Это рассказы моих стариков, которым я склонен верить больше, чем жидовскому агитпропу, который вам скормили 100 лет назад, а вы его до сих пор пережевываете.

    Когда приходило время кусагу жениться или выходить замуж, играли свадьбу, то есть все расходы на проведение брал на себя  алдар, давали приданое. Если это был батрак (наемный работник),  резали бычка, помогали материально, вплоть до того, что так же полностью организовывали свадьбу, если он был беден. Любой крестьянин, нуждающийся в чем-либо, мог придти к князю и попросить о помощи, не унижаясь, и отказать ему князь не мог – кодекс чести, воспитание, и положение не позволяло. Какой ты князь, если не заботишься о подвластных тебе людях? Правда, это так не похоже на современного быдловатого чинушу-взяточника?

    Между положением алдара и должностью чиновника лежит пропасть. Чтобы занять какое-либо приличное место, то есть стать чиновником, надо заплатить, а потом ещё «отбить» инвестиции. Думаю, не стоит объяснять за чей счёт, из чьего кармана эти деньги «отбиваются». Это ни для кого не секрет, разве что в министерствах и ведомствах не висят прейскуранты. Что же до князей… «Княжеская должность» даже звучит смешно и несуразно. Дворянское достоинство купить нельзя, потому как настоящая власть не продаётся. «Князь не тот, кто княжескую шапку носит» — гласит пословица, и не тот алдар, кто скупил землю алдаров.

    Ни один горский народ не был богатым, и не только на Кавказе. В горах можно жить, скорее выживать, только скотоводством и войной, то есть набегами. Это, так сказать, особенность жизни в горах. Но голодающих, брошенных детей-сирот, стариков, которых сдали в дом престарелых, не было. Мой дед говорил: «я не помню голодающих с протянутой рукой, кто работал, тот голодным не был». Так и жили-выживали веками наши предки. Наиболее богатыми на центральном и западном Кавказе в сравнении с горцами – балкарцами, карачаевцами, осетинами, ингушами были кабардинские, бесленеевские князья, так как они занимали земли в предгорьях, лучшие земли. Хотя даже самый богатый кабардинский пши (князь) был беднее среднего русского помещика из черноземной полосы России.

    Ну и помимо княжеского, высшего в иерархии, общества, сословия существовали и другие. Уазданами не только алдарские фамилии назывались, слово уаздан стало олицетворением достоинства и благородства для каждого свободного осетина.

    Уазданами не только алдарские фамилии назывались, слово уаздан стало олицетворением достоинства и благородства для каждого свободного осетина. 

    Далее. Взаимоотношения русских помещиков и крестьян в корне отличались от взаимоотношений простых горцев и горских князей, потому хотя бы, что ментальность, как русских крестьян, так и помещиков, сильно, разительно отличалась от менталитета горцев, как князей, так и простого люда. Блок, конечно, прав, но не стоит его авторитетное мнение о русской действительности переносить бездумно на кавказскую почву. Там, где в России пороли мужиков и насиловали девок, в горах мы не можем себе такого даже представить.

    Цитата: «Земля в нашей Осетии поделена внутри узкого круга фамилий, и мы медленно, но верно возвращаемся на столетия назад к пресловутым алдарам и батракам. Но я не хочу, не желаю видеть мой народ батрачащим  на чье-то ненасытное брюхо только потому, что родитель этого брюха при помощи юридических ухищрений, денег и связей присвоил себе народную землю.»

    Поправлю: возвращаемся, но не к алдарам и батракам, а к холопам и батракам. Холопы не по происхождению, а по своему нутру, в душе, «при помощи юридических ухищрений и денег присвоившие себе народную землю»  и возомнившие себя элитой, будут всех вокруг делать холопами и относиться соответственно, по принципу кто богаче, тот и круче, за бабки можно всё и всех. Тут, Чермен, я с тобой солидарен. Я против того, чтобы мой народ батрачил на этих холопов, страдая из-за своей глупости и недальновидности. Тем более, эта земля никогда им не принадлежала, и они не имеют на неё никаких прав. Тем, что они называют юридическими правами, они могут воспользоваться в домике в конце огорода.

    Власть военной аристократии в корне отличалась от власти чиновников, она выполняла функции полиции-милиции, армии, суда, то есть защиты интересов народа и самого народа. В 1917  аристократию изгнали руками тех, кем предполагалось впоследствии править. Народ сам своими руками, по крайней мере часть его, при молчаливом попустительстве большинства, изгонял тех, кто был ему защитой. С чем всех, особенно керменистов в лице их потомков, а также всяких демократо-либералов и прочих революционеров «поздравляю».

    А для потомков уазданлагов информация к размышлению. Слово «аристократия» — не русское слово. По-русски это называется родовая знать. Почему глагол «знать» в данном случае употребляется в качестве существительного? Не потому ли, что было и есть нечто, что родовая «знать» должна была знать, и ее должны были знать? И когда «знать» забыла, и ее забыли, случилась беда. Сначала беда постигла знать, а потом и весь народ. Прошу прощения за тавтологию и каламбур.

    Карабугаев Муса

       

    Также по теме:

    • АБУ АЛИХАН

      Согласен с автором,относительно алдаров и уаездаеттае по отношению к горской бедноте.У меня самого есть тому подтверждение от моих старших,родом мы из Тагаурии,а именно из селения Даергъаевс,оттуда переселился на плоскость мой дед будучи к тому моменту сыном репрессированного той самой властью народа,под пресс мой прадед попал за нескольких лошадей как говорил дед кабардинской крови,видимо они очень приглянулись красному комиссару.При этом прадед не был ни богатым ни знатным,был простым работягой,но работягой хорошим так как семья жила в достатке имела добротный дом небольшой надел своей и достаточно большой кусок земли принадлежавший Мамсуровым которую прадед взял под пашню и частично под выпас.Плату он вносил частью урожая.Это были в ту эпоху обычные земельные отношения между горцами и никто особо этим не тяготился и не роптал,а просто работали наши пращуры и растили по 10 а то и 15 детей и это при том что помощи от государства понятно тогда никакой не было,как не было самого государства в нынешнем его понимании,зато были институты фамилии,рода,а так же помощь между соседями тогда была не просто добродетелью,эта была обязанность каждого кто именовал себя человеком!Так вот мой дед равно как и мая наенае она была родом из Куртаты ком всегда с уважением говорили про уздаеттае «Это были люди не в пример сегодняшним» примерно в такой формулировке не иначе,я могу много об этом рассказать ,я много взял от них,мне всегда это было интересно,как же жили наши старшие,и слова моих Бабае и Наенае отличались разительно от того что мы проходили в школе на истории родного края!По поводу автора по фамилии Дудаев и его суждений на сей счет,я прошу всех понять меня правильно и не огорчится не дай Аллах на мои слова, но нужно говорить так как оно есть,Дудаевы как и многие другие южане не имеют того исторического опыта который имеем мы северяне в отношениях знать-работник,я имею в виду положительный опыт,как раз на юге народ действительно стенал и роптал от беспредела грузинских феодалов,это факт исторический,но не нужно события происходившие на юге переносить и на север,это ошибочно.Мы один народ да,но между нами много разного,это не плохо и не хорошо,это просто так есть!Примером могут служить абхазы например у них есть как мусульмане так и христиане с абсолютно разной культурой и понятием о том что есть дозволенно а что нет,но это один народ который прекрасно существует себе в одной стране и не одна из этих двух групп одного народа, не НАВЯЗЫВАЕТ при этом свою жизненную модель другой группе, считая ее более правильной,или пытается как то извратить ее историю,просто им видимо это не приходит в голову,ну нет там людей скажем которые говорят о том что наши мусульмане это предатели и продались туркам!В свою очередь и мусульмане не обвиняют их в вероотступничестве,просто так сложилось исторически и все точка!!!А вот нам этого очень друзья не хватает,у нас уйма экспертов которые живя на севере Осетии максимум 20-25 лет не имея здесь исторических корней которые бы им позволили судить о той эпохе не со страниц пропагандистской красной литературы,а со слов своих старших,помнящих ту эпоху,заставших ее пусть и детьми!

    • АБУ АЛИХАН

      Эти самые «эксперты»периодически заявляют причем достаточно категорично о том что Ислам де чужд осетинам,что те немногие дигорцы мусульмане которые у нас есть это те кому ислам навязан кабардинцами чуть ли не силой либо земельным шантажом!!! О иронцах мусульманах которых всегда было большинство,вообще речи нет,о них эти «эксперты»либо ни чего не слыхали либо не говорят осознанно,ведь подогнать например жителей сел.ХОХАЕГ САЕНИБАЕ которые были поголовно мусульмане или жителей Хъани,Тменыхъаеу,Даергъаевс,Хъобан,которые ни с кабардой ни с турками ни с иранцами никогда не граничили навязать что то им было бы совсем сложно,ислам принимали либо глядя на своих уаездаеттае либо через проповедь тех праведников которые несли свет Аллаха в горы Осетии,и строили они там мечети не по чьему то приказу а по своей воле,вере!Вот исходя из этого всего я призываю этих горе-экспертов остановитесь,хватит уже лезть туда,где вас никогда не было!!!

      • Dekka

        Поезжайте обязательно в Горную Санибу . Такую природу вы мало где встретите в Осетии. Очень живописное место. Я этим летом там у нана был . Кто захочет, можем вместе со мною летом туда поехать.

        В Горной Санибе, если я не ошибаюсь и в Къани жили «Албегта» , очень сильный род, который являлся мусульманским по вероисповеданию. Территория эта имеет большое стратегическое значение для России. Как никак через Горную Санибу ведут тропы в Грузию. Небольшое отступление:по этим дорогам раньше с Грузии спирт возили(то есть дорога более менее пригода для тех же ЗИЛов) . Исходя из истории можно понять что советская власть не всегда доверяла такие опасные участки границы мусульманам. Соответственно быть может по этой причине, а быть может по иной , в 1944 году людей из этих селений стали выгонять из домов и гнать в Малгобекский и Назрановский районы. Мой дед как раз попал под этот красный каток и немалое время ему пришлось прожить на чужбине . Такие вещи , на таких ответственных участках региональным историкам навряд ли доверили , соответственно вполне возможно что местные историки на самом деле ни сном ни духом не знают кто там жил . Сегодня в этих селениях живет наверное 10-12 стариков и пару семей (не имеющие к этому месту никакого отношения). Более того в Горной Санибе построили фешенебельную церковь, дабы в будущем никто никогда не задумывался кто именно там жил раньше .

        • АБУ АЛИХАН

          да сейчас там мало кто и чего о истории ислама в тех местах помнит,но вот мне как то довелось иметь беседу с одним стариком имени к сожалению я не запомнил но фамилия у него была Дзуцев так вот он мне сказал что да дед мой делал лаемаез я сам говорит куывгъанимае фацауын))) это было в Санибе как раз, а церковь там особо ни кому не интересна стоит как то сиротливо и если бы не наше генетическое уважение к святыням любым причем,то думаю она бы уже давным давно превратилась непонятно во что без должного ухода!В Кани была мечеть деревянная строили ее в основном по инициативе Шанаевых это был уаездаен мыгкаег в Тмены хъаеу мечети как таковой не было село было очень маленьким сейчас там 3 жилых дома со стариками, но есть кладбище за селом где много захоронений по канонам ислама.Хотя и там никто ничего не помнит не знает а кто то и отрицает наличие там мусульман,но это не их вина.В Тмены хъау были в основном Албегатае Царахаетае и Тменаетае и Тлаетаетае.У Цараховых были свои имамы учащиеся медресе у Дени Арсанова в Чечне.Но на сегоднящий день из всей этой фамилии только моя супруга является мусульманкой!Так что можно себе представить какой силы каток прошелся по нам!!!

          • Dekka

            Албегатэ или Албегта.?Я могу ошибаться но насколько я знаю Албегатэ не были мусульманами.Помнишь может фотографию Дени с детьми, которых он учил — на ней два ребенка Фидаровы , если не ошибаюсь то с той же Санибы

            • Khokhag Ulubi

              фидаровы те были брутовские

            • Dekka

              а что в итоге с ними стало ?

            • Khokhag Ulubi

              остались ли они мусульманами или что тебя интересует?

            • АБУ АЛИХАН

              Брут основали выходцы из горной Санибы и Кобана так же как и Беслан основал выходец из Кобана Беслан Тулатов ну или Тлатов как кому нравится

            • Khokhag Ulubi

              я знаю кто основал брут, как никак мое родное село)
              но если быть точнее брут основали горсть оставшаяся в живых после разрушения с. Кани

            • АБУ АЛИХАН

              кстати есть ли там молящиеся люди молодежь, старики,и если есть то сколько приблизительно?Я как то был там в не знаю что это колхоз или что,нужна была кукуруза,там стояла машина нива красная с полумесяцем тут я вспомнил,что село то мусульманское))))подумал а может ингуши за кукурузой,оказалось нет местный парень,я понятное дело не стал расспрашивать что да как,выглядело бы это не совсем уместно

            • Khokhag Ulubi

              æто вадик тедтов
              есть Хуыцауæн табу

            • АБУ АЛИХАН

              спасибо за исправление,а Шанаевы были среди них?

            • Khokhag Ulubi

              были среди кого?

            • АБУ АЛИХАН

              среди основателей, ведь в Кани именно они и были уаездаен мыгкаег

            • Khokhag Ulubi

              )) брут раньше называлось шанаево

            • АБУ АЛИХАН

              Вот ведь, а я и не знал!

            • АБУ АЛИХАН

              да эта фотография есть у нас дома правда это газетный вырез, там есть Фидаровы и есть как раз Царахов Кайтыко молло из Тмены хъаеу там он еще ребенок,дело в том что те Албеговы что проживают сейчас в горах они зовутся Албегаетае,те же что например обосновались в Беслане Албегтае я не могу сказать с чем это связанно,но есть предположение что это звучание фамилии именно приобретенное на равнине по русски же и те и другие пишутся Албеговы

            • Dekka

              может разная диалектовая ветка ?

            • АБУ АЛИХАН

              я УАЛЛАХИ не знаю,так как этот вопрос меня не особо интересовал,точней я о нем не особо задумывался,все что я знаю написал,есть в Тмены хъау старик зовут его Заурбег он Албегатаей и есть у него рвадаелтае в Беслане они Албегтае это с его слов.Также от него же знаю о том что они суть одно.Слышал я это во время его беседы с дедом моей супруги я был как раз там в горах нужно было помочь кой чем по хозяйству,так вот они и подняли этот вечный разговор стариков кто откуда и куда)))Уверен что не в первый раз,но каждый раз они об этом говорят с каким то особым азартом)))Что мне в принципе очень нравится!

            • Dekka

              Записывай и запоминай потому что как только этих людей не станет , пойдет новая порция дезинформации, которая будет о том что мы вообще отщипенцы на родной земле и вероотступники отошедшие от истинной религии Православия , религии единокровных братьев осетин славян

              И будет такое, мы уже видим как некоторые соотносят жизнь осетинских алдаров с жизнью русских помещиков пользовавшихся правом «первой брачной ночи»

      • Khokhag Ulubi

        а теперь главный вопрос, источник назови,всей æтой очередной сказки?

      • Dekka

        Вот смотри — материал, который привели ,в частности «истории и рассказы» от стариков, по своей сути не предполагает наличия каких либо документов
        То что ты написал, вообще информация такого рода(независимо того какие идеи лоббируются), предполагает наличие определенного материала (документов).
        Можешь хотя бы ссылки дать или же название документов

    • Султ

      Несказанно радует, что нашей аристократии начали возвращать их доброе имя. Хотя, вряд ли æто можно назвать пока, что начали. Но то, что есть люди, кто хочет æто сделать, уже радует. Однако с механизмами анти-национальной пропаганды, доставшиеся в наследство от коммунистов, еще долго придется бороться. Нам еще со школы вбивают в головы, какими гадами и мерзавцами были баделята, как просто заставляли стыдиться их потомков своего происхождения. Я очень не любил уроки осетинской литературы в школе. В первую очередь из-за того, что я, как и все мои одноклассники, очень плохо воспринимал иронскую речь. Поæтому учителю приходилось все пересказывать нам на дигорском. В одном таком произведении, название сейчас уже не вспомню, описывался весьма удручающий момент. Как алдар отбирал у матери ребенка и заставил ее кормить грудью своего щенка. Возможно, произведение имеет прототип подобного случая, но почему то я сомневаюсь. Я отчетливо помню, с какой ненавистью она нам æто передавала. Детям (вдумайтесь!!!) 12-14 лет. Æто все разительно отличалось от того, как мне описывали мои бабушки и дедушки жизнь того времени и, в частности, отношение князей Тугановых. И æто во-вторых, почему я не любил уроки ирон литерæтурæ. Для меня слова моих старших были в разы авторитетнее, чем все вместе взятые писатели и поæты, из чьих произведений состоит школьная программа. Лишь когда мы добирались до Малити или Гадиаты, мы отдыхали на уроках, читая даже не стих, а мелодию про горный родник или смешной рассказ про бесланскую гадалку-шарлатанку. Все же остальные повествовали лишь о том, как тяжела была жизнь, как сложно приходилось народу, и как хорошо стало, когда пришел на землю осетинскую офiцерЪ русскАй. С самой школьной скамьи нас учили благоговеть перед центральной властью. И пусть æто никого не обидит, но все мы тут в какой то степени холопы и батраки.

      • Astan.

        Султ, хорошо сказал

      • Khokhag Ulubi

        оо я как вспомню с какой ненавистью нам повествовали о муссе кундухове, но у меня уже в мои 14 лет он всегда вызывал только гордость, мы тему кавказской войны толком не проходили. все, что нам давали теркай туркма, затем миф о добровольном присоединении и все. все остальная часть истории кавказа сплошь сказки лаундон, ирланд и прочая несуразица. неуд-но, что нынешняя молодежь порой морозит такую чушь о братстве русских и осетин.
        хотя если быть до конца честным, то я был очень приятно удивлен как тогда нам давали «хазби» сейчас нигде не могу найти æто пр-е

      • Irlan

        Султ, тот небольшой пример, приведенный тобой из курса школьной литературы не имеет к нашим осетинским алдарам никакого отношения. Это отрывок из рассказа Секъа Гадиева «Азау», который писал о сильнейших притеснениях осетин юга грузинскими помещиками, а не о наших алдарах. Описываемый Секъа случай, относится к действиям грузинских эристави, использовавших в отношении осетин бесчеловечные методы эксплуатации. Разумеется, ни о чем подобном со стороны наших князей по отношению к простому народу не могло быть и речи. Это совсем разные ситуации.

        • Sult

          Точно… Хоть я и закончил школу с честно заработанное медалью, но с ос литературой слабо. Мы не читали. Все произведения нам пересказывали на понятном на языке. Поэтому мотивы все помню, а вот откуда они — нет.
          Это я написал про то, что вспомнилось первым. А нам еще ведь давали «добавочную информацию» обо всем. В том числе о наших правителях. Подросткам рассказывали про их бесчинства вроде ночных сожжений домов, издевательства над девушками и последующая их продажа и тд. И назывались конкретные фамилии. А я недоумевал, как женщина 45-50 лет может так уверенно говорить о событиях рубежа 18-19 веков.
          Или всеми любимая легенда о Кермене. Почти всеми. Что же происходило с сознаем ребенка, которому дома рассказывают о том, как наши предки во главе с князьями противостояли войску крымского хана и как одной лишь пулей они разворачивали отряд кабардинских князей, а в школе ему вбивают в голову, как подло они поступали, какими бесчестными они были, как наживали свое богатство искючительно грабежом и «рекетом». Ситуации то не особо разные.

        • Dekka

          Вопрос состоит в следующем : Время алдаров давно прошло и кануло в небытие. К чему была тогда эта агит кампания по очернению взаимоотношений между князьями и народом? К чему съемки фильма того же «Чермен». Я люблю старые кинопленки, но там неизменно идет осквернение образа князя, и проводится пропаганда русского брата как неизменного помощника в решении всех проблем горцев.
          Кавказ, во времена наших поедков, представлял собою серьезную школу выживания, в которой без консолидации и взаимоуважения между алдарами и крестьянами, не могло быть и речи о длительном существовании людей именно как этноса, свято хранившего традиции и культуру предков. А кому нужен такой этнос на Кавказе? Прямое влияние на культуру равносильно вызову на татами , соответственно надо пойти по другому пути — так называемая классовая вражда , хотя разница между состоянием крестьянина и князя порою не столь велика была. Большим гением не надо слыть, чтобы понять о масштабе потерь в области культуры и традиции Эта политика имела место быть как в Царское время, так и во время Советского строя. Разница лишь в том, что для коммунизма эта идея была фундаментальна, и красные ее реализовывали и на русском народе. Посему неудивителен для меня вектор «повествования» многих осетинских писателей и преподавателей.

          • Sult

            Меня всегда интересовало другое. Писали ли они свои произведения из собственных побуждений или все же по чьей то высокой воле… И откуда они брали такие ужасающие мотивы… Не из действий ли самих красных… Ибо мне мои старшие повествовали о своей жизни, в которой угнетателем выступал именно тот, кто в литературе фигурирует как освободитель. Не князья оставляли 14 детей без всего абсолютно, включая родителей, которые располагали на пару овец больше, чем остальные, и не хотели отдавать их. При этом закономерно вставал поистине ужасающий вопрос: хоронить ли младших из них вместе с матерью или нет… Потому что их бы не смогли выкормить и вырастить, потому что правительство забрало ВСЕ, срывало даже одежду с женщин только потому, что она была чистая и ухоженная и дорого смотрелась. Где в последствии оседало лучшее из всего отобранного, известно всем и очень хорошо. И вдвойне обидно, что они все были вчерашними соседями и родственниками.
            Что же до русского народа, то там ситуация была немного другой. Половина их аристократии была уже очень давно не русских кровей. И черт знает, как они выживали после погромов, которые регулярно устраивала царская власть данной этнической группе.

            • Dekka

              Таких примеров куча. У меня сосед чеченец рассказывает- «дед воевал и был старшим офицером. Дослужился до того что выдали ему (не помню название) пальто(назовем примерно так), которое дарили только в исключительных случаях. Вся грудь в орденах была когда он вернулся в Чечню. Это пальто он ни разу не одевал на улицу. Оно висело в шкафу и иногда дед его одевал , немного стоял перед зеркалом, потом снимал и заново клал в шкаф! Жена его спрашивает — почему не носишь его тебе ведь его сам советский строй на войне дал , ты же не кулак. А дед ей говорит — ты их не знаешь, как только выйду на улице в этом пальто так ни менч ни пальто ты больше не увидешь»
              Кто знает Юру, нашего уважаемого старшего, который один из первых в Владикавказской мечети появился, он смотрит за мечетью с Энвеоом, то может подойти и спросить как сексоты и чекисты проверяли жителей той же Чиколы когда приходило время Рамадана
              Писатель, педагог, политолог, лингвист, историк — на них конечно возложена большая роль в обществе, но не сит забывать о том, что они такие же люди как и мы, со своими страстями и пороками, жизненным отрицательным и положительным опытом. Очень мало среди них профессионалов на самом деле, не потому что у них нет знаний, а потому что они эти знания могут доносить интерпретируя на свой лад. Подчас эта интерпретация может опираться на этот негативный жизненный опыт «кударец обокрал», «мусульманин нагрубил» «русский уволил» или иногда даже «жена не приготовила нормально». То же самое и люди в правительстве.
              Соответственно не стоит думать что для некоторых нужен какой то грандиозный толчок .

            • Dekka

              Вот смотри — врагами советсткой власти кто были? Капиталисты , потом интеллегенция, ну и конечно же религиозные группы. А вот ты представь ситуацию следующую.Прямой потомок депортированных, который познал на себе горечь своего народа. Уважаемый человек, не сексот и не чекист. Совершает намаз, естественно тайно посещает зираяты. А по вечерам уединяется в своей комнате и зачитывается томами Ленина. И самое интересное в отличие от коммунистов у него в этих томах под линейку подчеркнуты важные места , то есть человек «ответственно» подходит к делу. Когда его спрашивали «как тогда положения о «воинствующем коммунизме» в отношении Единобожия» то он начинал отвечать что это Ленин чисто для себя написал. И это не единичный случай . А мы еще задаемся вопросом заставляли ли некоторых писать подобного рода литературу или они сами до этого дошли, или почему некоторые стучали и писали доносы . Да без заработной платы это многие делали, и даже «спасибо» не ждали.

              И на сегодняшний день точно такая же ситуация . Я ничего не имею против блюстителей порядка, которые ловят преступников, но факт остается фактом — 80 процентов работы выполняет «агентура»

    • Влад

      «Любые крайности чаще всего являются мифами, от которых мы должны стараться уходить», — ну раз любые…

      Декоративная аристократия или игра в аристократию?

      Очень глухо в Осетии с аристократией, я уверен, что аристократии в современном мире существовать не должно, её исторический этап пройден, так же как и этап со жрецами, вожаками, шаманами, рыцарями и прочим романтизмом.

      Если у некоторых людей высокоорганизованное социальное поведение, то обусловлено оно только и только хорошим воспитанием, и отличной учёбой.

      мне понравилось вот это: «…никто не скрывает жгучей тяги к старинным гербам, к портретам в золоченых рамах, запечатлевшим во всем их блеске предков нынешних банковских клерков, литераторов, офицеров. Не только восстановленные, но и разрушенные замки бывших виконтов и графов привлекают сотни туристов, которых интересует не столько архитектура, сколько родословная этих памятников далеких эпох. И в еще большей мере прежних их обитателей.

      Есть два взаимоисключающих пути возрождения разрушающихся наследственных поместий. Один – тупиковый: попытаться вдохнуть в них новую жизнь, чтобы в узком родственном и приятельском кругу погрузиться в атмосферу былого и почувствовать себя действующим лицом какой-нибудь средневековой пьесы. И второй – перспективный: превратить частный памятник старины в достояние широкой публики. Выбор одного из двух вариантов сразу отличает аристократа истинного от декоративного. Истинный с удовольствием распахнет двери бывшего замка или дворца для широкой публики, предоставит возможность людям культуры творить в древних стенах, которые сами по себе служат источником вдохновения. Декоративный повесит табличку: “Частная собственность. Вход воспрещен”.

      • Khokhag Ulubi

        одним уже предоставили, до сих пор локти кусаем

        • Влад

          о ком речь?

    • Qybyzty Valerikk

      «Уæздан бынтыхуымгæнджытæ» сæ ныфсхаст ныхас бонæй бон карздæр кæны. Кæд, мыййæг, сымах цы мæнгдунейæ цæрут, уый снывонд кодтат уæ фыдæлæн дæр? Мæнг динæй сайд, зæрдæхъал барджытæ, уæ дугæн райдайæн, ныр у, зæгъут!? Уæд таурæгъты бæсты нæ цард нæ адæм, цæмæй ныл таурæгътæ мысат, фæлæ уыди уæндон нæбарон бирæгъау æлдар, уыди уый мулкмондаг, уый афтæ у, цы ам, цы уым, нæ зæххы кæрон! Мах сырхыты аргъæуттæй стæм æфсæст, сты æссæст, фæлæ сæ фæдыл ныр сымах куы кæсут тар хъæды бæлæсты аууæттæй, æмæ уæ равг куы фæвæййы гъе уæд, куы рабырсут сымахдæр хурмæ. Чи зоны нæ уæрдон саст у, кæм домы уый сымах, æндæрыл бадут рагæй мæ сайут, сайут, сайут… мах уæхимæ. Ныппарут мын, нæ уæ кæнын уæлдай, фæлæ нæ зонын æз уæ сагъæстæ, уæ хæстæ адымæ раз, абон… æви уæхи, æрмæст, хæсджын кæнут УÆ Хуыцауы раз… Нæй уымæн гæнæн, ыссудздзæн арт тыгуырæй æмæ фесæфдзыстæм иумæ, ДЗÆНÆТ нæ, мæ хуртæ, ма дарут уæ зæрдæ, ЗЫНДОН нæ адæмы тæригъæдты, рæдыдтыты тыххæй.

      • АБУ АЛИХАН

        Джеоргубайы банызтаей миййаег?

        • Dekka

          Раст заегъгаейае раесугъд иронау фыссы фаелае цаей кой фыссы йаехаедаег даер нае зоны ваеццаегаен
          Райдыдтой уже?

        • Qybyzty Valerikk

          Дзырдæппарæн нæ хъæуы, æвронг ыстæм иууылдæр, фæлæ цæмæндæр, ам уæлдæр фыст цы æрцыд, уыдон цыма расыгæй сты фыст, нæ уæм кæсы афтæ?
          Нозтмæ бæргæ сымах не вдæлы (уымæй ма ут сæрыстыр), фæлæ хъыгагæн æндæр цæмæйдæртæй кæнут уæхи нозтджын, хæрамы цæстæй мæм ма ракæс.

          • АБУ АЛИХАН

            аевронг нае фаелае аервонг! аем цытае цауы фыст уыдон дае бон уы бакаесын Калоевы чиныджи аемае аендаерты,фаелае уае нозтаей не вдаелы чингуытае каесын,фаелтаеу исты Тимина Туаевайы перидачама бакаес аемае дае риу хойга ныхъаер каен аез ирон даен аез алаен даен аез мае фыдалты аегъдау хаессын фаелае Валерик аегъдаеу хъаеуы аевдисын цаердаей ныхасаей нае!Мае нае цаерд даер уымаен уы ахаем «рассугъд» аегъдаеу наем бирае кай ис!аезнон тае Аллаегиры фаендаегыл фамарди аедаем Джеоргуыба райдыттае!!!

            • Qybyzty Valerikk

              Цæй хъæрон нысан та ма дзы цæмæн сывæрдтай, дыууæрдæм дæр раст фыст у, «æрвонг» арæхдæр дыгурмæ фæдзурынц, кæд нæ рæдийын уæд.
              Калоты Барис цы фыссы, уый зындгонд у, стыр ахуыргонды хъуыдытæ æмæ хатдзæгтæ, фæлæ йæ йæхимæ чи куыд айсы, бакæсгæйæ, йæхицæн дзы цы бахахх кæны, уымын бæрæг нæй. Æрмæст, разынынц мæнæ ахæм быцæуты — Дудайты Чермены æмæ Хъарабугъаты Муссæйы уацхъуыдты фæстæ (уыдонæн хицæн бузныг).
              Афтид нозты тыххæй йæ дин ничима аивта, уæд уый тæппуд у æнæныфс, царды.

            • АБУ АЛИХАН

              Валерик адаеймаег дин нае фаеивы адаеймаег дин райсы.Куы йае уырныдтаейыд ирон дин каей хонынц,уаед аендаер динтае нае уыдаейыд ам,фаелае уцы хаебаерыл нае дзурдзынаен уымаен аемае даерд ныхас уыдзаен, уый иу,дыккаг тае алкаемаен баер йаехи уы! Фаелае даеу не мбарын.Пысылмон адаем сае истории кой каенынц мае дае заердаемае цы нае цаеуы?Дудаев чи уы уый раест нае ныффыстае уыцы заемаены тыххаей мае йае лаеппу сраест кодтае каем фараедыд уымаей!АЕвзаераей дзы цы и аем?УАЛЛАЕЙ нае уае аембаерын пысылмаеттае сае дины кой каенын куы раейдайынц, уаед цымае сымаехаен уае фыдкой канынц афтае уаем факаесы!

            • АБУ АЛИХАН

              Раст уыдзаен аервонг иронаеу уае дыгоронаеу уаелдаей наей

            • Qybyzty Valerikk

              Зæгъ ма мын, хорз лæг, куыд ис РАЙСÆН ахæм дин, кæцы фæдзæхсы æмæ бар дæтты дæхи хуызæн зæххон хуымтæг лæджы АМАРЫН Аллахы номæй (Хуыцауы номæй!), ацы хъуыддагæн гыццыл дæр йæ фæстиуджытæ нæ хатыс, æви цы?. Чи радта хумæтæг зæххонæн ахæм бар æмæ зæххон тæригъæдтæй чи фæтæригъæдджын, уый амарын иннæ адæмы цæстыты раз æмæ сæ уымæй тæрсын кæнын.
              Кæд лæгæн ыстæрхон кæнынц «амарын» (зæгъæм, Европæйаг зондахастмæ гæсгæ, уый чырыстонадæй бирæ райста), уæддæр фыццаджыдæр адæм сæхæдæг цы æрымысыдысты уыцы домæнты, хъуыдыйыл хæцгæйæ, æрмæстдæр сæхæдæг цы æрмысыдысты! (ам — принципиалон быцæу).

            • Qybyzty Valerikk

              Амæй дæр та раст нæ дæ, æз демæ куыд æфсымæрау дзурын, дæ динмæ нæ кæсгæйæ, фæлæ ды та зæгъыс «ма къах». Мæ зæрдæ дын хуыздæр куы нæ зæгъид, уæд ницы ныффыстайын, фæлæ ды мæнæн дæ фыццаджы фыццагдæр Ирон хуымтæг лæг, кæцы цыфæнды хъуыддаджы фæдыл дæр æрбалæудзæн мæ фарсмæ æмæ динæй нæ бардзæн «баххуысын кæнон æви нæ». Хуымтæг ирон афтæ бакæндзæн (цыфæнды дæр æй схон:чырыстон, муртат, кафир æмæ а.д.), фæлæ, мæ хæлар, дæуæн та нæ зонын, æмæ тæрсгæ дæр уымæй кæнын (дæ миддунейæ, дæ мидхъуыдытæй). Кæд ды разындзынæ мæ фыдгæнæг, Хуыцау бахизæд уымæй! Динæй æххуыс кæнын нæ хъæуы, уый сеппæты æррадæр фæндаг у, абоны бон.

          • АБУ АЛИХАН

            цаемаей каенаем наехи нозтджын? радзур мае нын аей!

            • Qybyzty Valerikk

              Бахатыр кæн, рæстаг пысылмон! Фæлæ дæ нозтджын кæнынц дæ дины мæнг уырнынæдтæ, уыдон дæ райстой фидар уацары æмæ дæ сæрибар зондахаст æмæ æрхъуыджын зондæй фæхицæн кодтой, хъыгагæн. Афтæ ма банхъæл æмæ дын æз пысылмонад ивын кæнын! Уæллæй, пысылмонæн йæ диныл чысыл дызæрдыг дæр куы кæна, уæддæр уый у ыстыр бæллæх æмæ тæригъæд, уымæ гæсгæ, æз дæ дины раз ничи дæн, фæлæ уымæй дæхи сæрбæрзонддæр ма рахон!
              Фыццаджыдæр, Хъуыраны цыдæриддæр фыст æрцыд, йе заманы, уыдон иууылдæр æххæст кæнын хъæуы, тырнын хъæуы æххæст кæнынмæ, афтæ нæу?
              Фæлæ, ды зоныс абон, иттæг хорз, кæсын, æмбарын, дзурын, уæлдайдæр та фыссын араббагау? Æвæццæгæн æмæ нæ, уый дæ нæ хъыгдары, ис дын дингæнæг, иннæтæн дæр уый у. Уый уын бафæдзæхсы, зæгъгæ Хъуыраны, афтæ фыст у æмæ йæ кæнын дæр хъæуы æнæмæнгæй. Уæд куыд уайы, æз ныр куы рахонин дæу (мæ тугæй æфсымæры) ме знаг æмæ дын дæ хæдзар куы байсин, куы дæ саин æдзух, уæд ды, ницæмæ фæкæсгæйæ, хъуыддаг нæ равзаргæйæ, мæ ныхмæ схæсиц æмæ дын Хъуыран бар дæтты мæн амарын æмæ мæ бинонты дæр, афтæ у? Уыцы амонæнтæ (ома, Хъуыраны фыстытæ æмæ уыдонæй арæзт сæриаты домæнтæ), бæргæ фæуæллахиз уаиккой, адæмæн зæххыл сæ фылдæр пысылмæттæ куы суаиккой (вæййынц,куы райгуырынц уæд, фæлæ сæ иблис сдзæгæл кæны :) ) дæумæ гæсгæ). Мæнмæ гæсгæ, пысылмон дины (цы дæ сайон, чырыстон дины дæр афтæ у) æрфытæм куы æрныгъуылæм, уæд дзы бирæ æмæ бирæ хъæндзинæдтæ ис, дæумæ гæсгæ та нæй, уымæн æмæ йыл ды уырныс (æрмæст уый ма зæгъ æмæ Хъуыраны дзырдтæ Хуыцауæй æрвыст сты, уый сымах афты уырны, æрмæст сымах). Фæлæ уæд, цы чырыстон Евангелийыл уырн, цы Хъуыраныл, уалдай дзы нæй, дæуæн та ис, фæлæ дæ рох ма уæд — ды Хъуыраны фарс дæ :)

            • АБУ АЛИХАН

              Баембаерстон дае дае позици ног наеу! ахаем ныхаестае бирае фаехъуыстон аемае мае бон йеныр уы заегъын,дзаебаехаей базаей Валерик,Хуыцаеу дын аеххуысгаенаег уаед!!!

            • Qybyzty Valerikk

              Ам мæ фарстатæн, разы дзуапп дæттыс? Æртæ фарстайы дзы уыдис.

            • АБУ АЛИХАН

              Валерик аецы фаерстаетаен дзуапп радтын уы мае бон аенае маенг!Фалае дзы паейдае нае уынын,аез дын афтае заегъдзынаен аез даен пысылмон ирон лаег кацы уаерзы йае заех йае адаемы мае йе гдаеуттае!Ныр мае каед баембаерстаей уаед маем афтае касы дае фаерстаетае дар наел хъаеудзысты.

    • Чермен

      Песня о Саукудзе Бекузарове
      Что вы ждете меня, Габановы?
      Что задумали или пьяны вы?
      Не держите меня, Габановы,
      Пропустите меня, Габановы.
      Вниз, в долину, спешу спуститься я.
      За зерном иду, за пшеницей я.
      Говорят, на базаре Унала
      На пшеницу цена упала.

      Не держите меня Габановы.
      Пропустите меня, Габановы.
      Не шутите, князья благородные,
      У меня семья, все голодные.
      С вами бой начать как-то боязно,
      А назад бежать, право, совестно.
      Надо вниз побыстрей спуститься мне.
      На базаре купить пшеницы мне.
      Далека без коня дорога.
      Пропустите меня, ради бога.
      Вы зачем меня окружаете,
      Не пускаете, круг смыкаете?
      Я бедняк, но оружье дедово
      Берегу-храню, унаследовав.

      Сталь кинжала пока не зазубрена,
      Не одна душа им загублена.
      Кто расскажет Габановых племени,
      Как погибли отцы их без времени.
      Как о скалы Кобани голые
      Разлетелись Габановых головы.

      Ой, враги мои, притеснители
      Слишком злые были и гордые.
      Земляки, вы меня простите ли?
      Не судите меня, люди добрые!

      • АБУ АЛИХАН

        «Закручинилось сердце девичье,быть мне с барином тут неприлично ведь.Не поймут меня батюшка с матушкой,ой побьют меня девку дубинушкой!» Очень похожая стилистика,как одним пером,что наталкивает на определенные мысли!

    • Kirimiti

      Жидовский агитпром позабористей

    • дзандар

      Муса а почему ты всерьез воспринимаешь писанину Чермена? Вроде тему взял серьезную ,вроде делает анализ происходящего и что? Ничего…..В конце пишет,….Остановить любым путем….Каким?… Может он нас после своей писанины еще проинструктирует куда придти за оружием? С кого начать может нам скажет? Но нет. Он только мутит…Давайте!!!! ..Плечем к плечу !!!и т.д…..Я сам с большим уважением отношусь к нашему Социалистическому прошлому,но таких как он не воспринимаю всерьез…. Коммунисты сегодня не те ,что раньше,они никогда не пойдут на что нибудь решительное…Они в отличии от пламенных борцов революции ,за свои шкурки очень трясутся….. Они делают лишь те шаги ,от которых точно не выхватят. Автор статьи на которую ты ответил просто политический игрок….Что касается Самого вопроса,то он должен быть решен,но для этого надо создать Ныхас или Совет или Вече,неважно,чтобы туда входили все неравнодушные и здравомыслящие граждане республики.Естественно Это не может быть Ныхас,который решает, Где какие копилки надо ставить ,и подобную галиматью….Это должен быть совет Осетинского народа,который бы решал все насущные проблемы наших соплеменников.

  • Выбор редакции

  • ПОДПИШИСЬ
    НА ОБНОВЛЕНИЯ
    В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
    Группа Вконтакте
    Страница на Facebook
    Читать в Twitter
    29
  • Комментируют